История творческого коллектива началась в 1934 г. с театра-студии, организованной по инициативе горкома комсомола. Она состояла из комсомольцев, приехавших в 30-е гг. в Бобрики строить химический гигант. Началась ежедневная учеба по 6-7 часов, ежемесячные поездки на черновые репетиции в театры В. Мейерхольда, МХАТ, Камерный театр под руководством А. Таирова. Обучать будущих актеров приезжали: В. Пашенная, А. Таиров, И. Москвин.

В 30-е гг. актриса театра Ермоловой, выпускница Щепкинского училища, ученица Веры Пашенной Александра Прокофьевна Хрявина-Силина приезжает в Бобрики для организации здесь театра строителей. Приехав из Москвы, Александра Прокофьевна осталась в этом городе, посвятив свою жизнь театру.

До 1937 г. это молодежный театр строителей, но осенью этого же года в его труппу вливается профессиональная группа актеров, приехавших в Сталиногорск для расширения и укрепления театра. Первые спектакли – «Доходное место», «Горе от ума». Директором назначен И. Дольский, главным режиссером – В. Соколов. Актеры, стоявшие, у истоков театра, – это люди, наделенные могучей силой, одержимые неиссякаемой верой в то дело, которому была посвящена их жизнь: П. Бравич, А. Конышева, О. Козакевич, М. Фадеева, Е. Андреева, П. Скитский, В. Бабарыкин, В. Гнилов и др.

30 января 1938 г. спектаклем по пьесе Н. Верты «Земля» в Сталиногорске открывается профессиональный драматический театр. Первым директором был утвержден Б. Л. Милютинский, художественным руководителем – В. Горденин.

В 1941 году, во время оккупации немцами, театр был эвакуирован, труппа распалась. Многие из артистов ушли добровольцами на фронт. Некоторые из них не вернулись: Гнилов, Винокуров, Васильев. После освобождения города от оккупации, жизнь потихоньку налаживалась, но театра не было. 11 ноября 1942 г. Управление по делам искусств СНК РСФСР издает приказ о переводе театра из г. Рославля Смоленской обл. в г. Сталиногорск и организации на его базе Сталиногорского драматического театра. Первым директором был назначен Розанов, художественным руководителем – В. Горич.

За эти годы театр прошел большой трудный творческий путь. 50 лет не имел своего помещения и лишь в 1988 г. по ходатайству директора театра заслуженного работника культуры РФ В. П. Вейнбендер город выделил театру помещение – бывший дом инженера и техники.

Прекрасные, творчески одаренные люди служили этому театру, они прославили его своим талантом, яркими постановками, запоминающимися образами. Народный артист РСФСР В. Козелл, С. Цветков, ведущие актеры театра Я. Банчук, Г. Расторгуев, И. Горелов, Н. Абрамов, О. Щербиновская, А. Пашкова, К. Шахет, Н. Смирнова, Х. Искандерова. Здесь работали известные на всю страну режиссеры. В памяти зрителей на многие годы остался успех спектаклей тех лет. Об этом времени оставили воспоминания корифеи театра: засл. артистка России, почетный гражданин города Новомосковска С. Таршис, артистка С. Зайкина, заслуженный артист России, почетный гражданин Новомосковска В. Качалин, заслуженная артистка России Н. Черемухина, Н. Уварова, артист П. Балабанов, театральный критик В. Большаков, сотрудники театра: Л. Краснухина, В. Рахманова, Н. Жилина, В. Качалина.

Владимир Михайлович Качалин – человек яркой творческой судьбы, за его большую творческую жизнь им было сыграно более 300 ролей, артист русской психологической школы, невероятной органики и интуиции. Создавал характеры, запоминающиеся проникновением в глубинную сущность персонажей. Среди ролей, оставшихся в памяти его коллег, такие: Егор Булычев – «Егор Булычев и другие» М. Горького, Эзоп в спектакле «Эзоп» по Г. Фигейреду, Чмутин – «Ретро» А. Ганина, Крутицкий – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Имя В. М. Качалина театр носил с 1999 по 2015 гг.

Нельзя не вспомнить знаменитых режиссеров, отдававших свой талант становлению молодого театра: заслуженный деятель искусств Л. Л. Полонский (главный режиссер театра); С. А. Баркан (главный режиссер театра); режиссер М.А. Норвид; В. И. Чичко (главный режиссер театра); В. М. Каплин (главный режиссер театра); А. Б. Яров.

Дмитрий Иосифович Рудник – главный режиссер Новомосковского театра с 1958 по 1975 гг. и с 1979 по 1982 гг. Выпускник ГИТИСа, коренной москвич, заслуженный артист РСФСР. Его режиссура отличалась четкостью и глубиной замысла, лаконизмом и последовательностью воплощения, актуальностью и гражданственностью мысли. В течение многих лет коллектив настойчиво работает над созданием своего репертуара, единого актерского ансамбля, вырабатывает собственный художественный стиль. Широкий общественный резонанс вызвали такие спектакли, как: «Цыган» А. Калинина, «Отелло» У. Шекспира, «Медемуазель Нитуш» Эрве, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Итальянская трагедия» Э. Войнич. Преподаватель Новомосковского музыкального училища на отделении «актер драматического театра» (1992-1998).

В 1945-1975 гг. директор театра – Е. А. Тюремнова, актриса театра, заслуженный работник культуры. Под ее руководством театр достигает наивысшего расцвета. На сцене идет русская и зарубежная классика, а также находят свое воплощение все драматургические новинки. За 30 лет руководства театром она создала сильную труппу, организовывала интересные гастроли по стране. Как актриса она создала ряд незабываемых образов: Агафья Тихоновна – «Женитьба» Н. Гоголя, Кручинина – «Без вины виноватые» А. Островского, Васса – «Васса Железнова» М. Горького.

Благодаря мастерству режиссуры: В. Каплина, Р. Гузкина, Б. Фреймана, Я. Банчука, Н. Смирнова, четкой направленности репертуарной политики, хорошему исполнительскому уровню труппы творческие успехи театра получили высокую оценку зрителей и общественности. Сталиногорск был Московской областью, и это способствовало привлечению сюда высококлассных специалистов из столицы. Здесь работали художники: Э. Саломанова, М. Мотин, В. Козин, Е. Манке, И. Трояновский, М. Павленин, В. Верба, Е. Сенатова.

География гастролей распространялась от Прибалтики до Кавказа, на всю европейскую часть Советского Союза до Уральских гор. Гастрольные поездки всегда играли большую роль в жизни театра. Расширялись творческие связи. Новые города, новые зрители, встречи, обсуждение спектаклей обогащали коллектив, постановки обретали новое дыхание.

За весь период жизни театра через состав его труппы прошла плеяда блестящих актеров, отдавших годы жизни и свой талант служению Новомосковской сцене: В. Артюков, Д. Долохов, В. Пономарев, В. Слуцкий, Б. Милютинский, А. Киселев, А. Хрявина-Силина, Б. Федотов, Л. Буйновская, Н. Уварова и Б. Уваров, Т. Коршунова, Б. Федотов, Е. Никитина, засл. арт. РСФСР Н. Черемухина, В. Борзунов, Г. Савина, А. Замараев, С. Зайкина и др.

Театр гордится счастливыми мгновениями своей жизни, когда актеры Новомосковского театра выходили на сцену с такими прославленными актерами театра и кино, как Инокентий Смоктуновский, сыгравший Дорна в спектакле «Чайка» режиссера Н. Рябова; Людмила Шапошникова в роли Сэвидж, Ия Саввина в роли Ферри в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; Тамара Семина в «Грозе» Островского, режиссера Б. Афицинского. Благодарно вспоминают актеры сотрудничество с театром «Ромэн», с Николаем Сличенко.

С 1988 г. директором театра назначается В. П. Вейнбендер, человек неиссякаемой энергии, профессионал высокого уровня, необыкновенный энтузиаст театрального дела. Она формирует труппу театра и одновременно обучает молодежь в московских вузах, приглашает на постановки интересных режиссеров: А. Климова, Л. Чигина, М. Тумашова, Д. Краснова; художников: Л. Аристархова, Н. Агареву, И. Блохину, заслуженного деятеля искусств России Б. Ентина.

С 1985-1990 гг. главный режиссер театра – А. В. Петрашевич. За эти годы им было осуществлено 14 постановок, среди них критикой отмечались: «Раненые» В. Крымко, «Эзоп» Г. Фигейреду, «Прощание славянки» В. Винникова.

С 1991-1992 гг. – яркая страница в истории театра постановки главного режиссера театра Б. Афицинского. Его спектакли пользовались у зрителей большой популярностью и успехом: «Медея» Л. Разумовской, «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа» У. Шекспира, «Цилиндр» Э. Филиппо и др.

С 1992-2000 гг. театр возглавил Е. Д. Вялков. Он поставил не один десяток спектаклей, которые имели успех у зрителей и положительно были встречены критикой.

С 2000-2002 гг. главный режиссер театра – М. А. Карпачева. Ее лучшие постановки имели долгую сценическую жизнь: «Эти свободные бабочки» Л. Герша, «Единственный наследник» Ж. Реньяра, «Дорогая Памела» Д. Патрика, «Дом, где все кувырком» А. Портеса.

С 2005 по 2007 гг. главным режиссером театра был выпускник Щукинского театрального института при Вахтанговском театре М. В. Казанцев.

Сегодня в театре служат маститые ветераны и талантливая молодежь. У театра есть свой верный преданный зритель, а коллектив постоянно находится в творческом поиске. Труппа театра во главе с опытным директором работает много и плодотворно, выпуская 6-7 премьер в год, репертуар постоянно обновляется, с каждым сезоном премьер становится все больше и больше. Сохранение традиций и современная классика, известные и новые герои, любимые пьесы и свежий взгляд на хорошо знакомые произведения – все это разнообразие жанров и стилей представлено в театре на любой самый изысканный вкус.

С января 2015 года в истории театра началась новая страница – театр был реорганизован и стал филиалом Тульского академического театра драмы.

Источник фото: культура.рф

Похожие места
Тульский областной театр юного зрителя
Тульский государственный театр кукол
Тульский муниципальный театр русской драмы «Эрмитаж»
Молодежный любительский театр
Тульский академический театр драмы
Камерный театр кукол «Два Арлекина»
ОбсужденияНовомосковский филиал Тульского академического театра драмы
Комментариев пока нет. Будьте первым