Выставка «Тайнопись универсума»

В Центральном Доме Художника пройдет выставка «Тайнопись Универсума». Это совместный проект галерей «Веллум» и «Восточная Заграница».

В Центральном Доме Художника пройдет выставка «Тайнопись Универсума». Это совместный проект галерей «Веллум» и «Восточная Заграница». Зрители узнают о влиянии культурной традиции Востока на развитие искусства России первой половины ХХ в. В первую очередь речь идет об идеях русского космизма – о той творческой платформе, в которой вселенная-«универсум» и связь человека с космосом становятся главными темами произведений художников.
В экспозиции представлены работы Максимилиана Волошина, художников группы «Амаравелла» – Бориса Смирнова-Русецкого и Петра Фатеева, – а также предметы декоративно-прикладного искусства Китая и буддистские реликвии.

Русский космизм - редкое, малоизвестное широкой публике и даже многим специалистам явление отечественной культуры начала XX столетия. Творчество мастеров этой группы и их окружения буквально пронизано поэтикой и философией Востока, среди идейных вдохновителей русского космизма – такие имена признанных «ориенталистов» как Н.Рерих и М.Волошин. В проекте сделана попытка показать истоки и связи интереснейшего локального направления европейского искусства прошлого столетия и восточных традиций, очень популярных в Европе на рубеже XIX-XX веков.
К началу ХХ века, когда казалось, что человек покорил природу, и в цивилизованном мире достигнут пик бытового комфорта, взгляд мыслящих людей обратился в будущее, к Космосу внутреннему и реальному. Увлечение мистическими учениями, бурно распространившееся в России на рубеже ХIХ – ХХ веков, коснулось и художников. В пёстрой картине художественных направлений, возникших в 1910-1920-е гг., особняком стоят художники группы «Амаравелла». Общая идея, объединяющая художников этого сообщества, была сформулирована ими в манифесте: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Особое влияние на мировоззрение группы оказали Рерих и Волошин.

Духовное наполнение живописи как Волошина, так и художников «Амаравеллы», проистекало из их романтического мировосприятия, их увлечённости древней и современной философией, философией Востока и теософией. Они признавали идею двоемирия – существования наряду с миром материальным мира духовного, им была близка пантеистическая идея одухотворённости и божественности Природы и Космоса, идея живой, гармоничной связи человека и Мироздания, в нравственном аспекте они признавали существование Света и Тьмы, Добра и Зла, они верили в духовное восхождение человека в процессе многочисленных перерождений. Важным фактором духовного преображения человека они считали искусство.

Волошин называл свою просветительскую миссию: «буддизм, католичество, магия, оккультизм, теософия…». Всё это воспринималось через призму искусства. Часто свои акварельные пейзажи он подписывал стихотворными строками, дающими представление о поэтичности изображаемого, передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение.

Художники «Амаравеллы» значительно расширили представление о космосе. Они представили многие скрывавшиеся в тени грани космоса и, прежде всего, его поэзию, его музыку, его чарующую тайну, причём каждый сделал это по-своему и с использованием индивидуальных художественных средств.
На выставке «Тайнопись Универсума» можно увидеть работы двух представителей «Амаравеллы». В произведениях основателя группы П.П. Фатеева отражена фантастическая грань с философским уклоном, картины Б.А. Смирнова-Русецкого отличает разлитая повсюду в реальных земных и космических ландшафтах духовная сущность, мистичность.

Русский космизм, как самобытное направление отечественной мысли, очень часто обращает свои взоры на Восток. На Востоке существовала иная традиция в понимании рацио в деятельности. Здесь господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов; здесь было развито понимание «дао» как единства истины и нравственности. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.

Расписание на
в Москве
00:00
Выставка «Тайнопись универсума» 2013 в месте: Центральный дом художника (ЦДХ) — в Москве — описание и программа мероприятия, дата, место и время проведения — цены на билеты, отзывы.
Похожие события
Выставка-продажа «Бижутерия от винтажа до наших дней»
Выставка «Время берез»
Выставка «ЭкоГородЭкспо Осень»
Выставка «Гигантомахия»
Выставка «Энергия созидания: 100 лет комсомолу»
Выставка «Наталия Турнова. Безмолвствующие»
Выставка «Дни Охи. Греческое сопротивление»
Выставка Copulatio
Выставка «С севера на юг»
Выставка финалистов конкурса Untitled Prize
Выставка «История оптической моды без иллюзий»
Выставка «Западноевропейский город XVIII–XIX веков»
Мультимедийная выставка «Любовь, комсомол и весна: Советская молодёжь 1918–1991»
Выставка India
Выставка «Сила образа»
Выставка «История со знаком качества»
Выставка «Записки художника»
Выставка «Взгляд на ВДНХ»
Выставка производителей мебели
Экскурсия «О чём могут рассказать книги из семейной библиотеки»

Обсуждения и отзывы про «Выставка «Тайнопись универсума»»

Комментариев пока нет. Будьте первым

Фото: Выставка «Тайнопись универсума»

1 из 5
Когда проходит
19 марта, в 17:00
Закончилось
8 апреля, в 00:00
ПравилаСМИ о насПравообладателямКарта сайтаiOSAndroid