Выставка керамики Германии XVII–XX веков

Коллекция немецкой керамики в собрании Радищевского музея насчитывает более 800 предметов.

Основу коллекции немецкой керамики заложил Алексей Петрович Боголюбов, принеся в дар музею в числе других произведений прикладного искусства 40 вещей старого саксонского фарфора. От Алексея Петровича в музей пришла и значительная часть немецкой керамической посуды из так называемой каменной массы. В 1920-е годы собрание немецкой керамики пополнили предметы из Государственного музейного фонда. Самым крупным поступлением 1970-х годов стало собрание известного врача Ольги Александровны Гордеевой, почетного гражданина г. Саратова. Коллекция Гордеевой дополнила фонд немецкой керамики музея замечательными фарфоровыми произведениями XIX и XX века.

Задолго до появления фарфоровых мануфактур в Германии, как и во всей Европе, существовали керамические производства. Один из таких центров – мастерские города Вестервальда представлены на выставке изделиями XVIII–XX веков. Это традиционные предметы из каменной массы в виде кружек, кувшинов, кубков. Формы и декор этих предметов остаются неизменными с XVI века до настоящего времени. Первым европейским фарфоровым производством стала Мейсенская фарфоровая мануфактура, основанная в 1710 году в крепости Альбрехтсбург, недалеко от Дрездена. Мейсенский фарфор составляет основу коллекции немецкой керамики в собрании Радищевского музея.

Традиции расписывать фарфор пейзажными и жанровыми сценами по образцам картин и гравюр известных художников были заложены на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Примером служит сервиз с живописным декором «крестьянские сценки в натуралистическом пейзаже» по мотивам картин Девида Тенирса. Многоцветная яркая роспись оттеняет белизну фарфора, так ценимую мастерами XVIII века. Мейсенская скульптура представлена на выставке произведениями, созданными по моделям Кендлера, Эберлейна, Асье и Шпилера.

В 1763 году Фридрих II, страстный ценитель и коллекционер восточного и европейского фарфора, приобретает в Берлине собственное фарфоровое производство. На рубеже XVIII–XIX веков оно становится одним из успешных в техническом и художественном отношении предприятий. Берлинская мануфактура создала свой хорошо узнаваемый стиль, отличительной чертой которого было сочетание общеевропейских культурных тенденций с особенностями прусского национального характера. Живописные росписи отличались насыщенными, но сдержанными тонами. Наряду с лавром, миртом и пальмой на берлинской мануфактуре использовали мотив дубовой ветви. В букетах часто встречается мак. В декоре – мотив змеи, кусающей свой хвост. Классическим примером берлинского фарфорового производства является каминная ваза, выполненная в начале XIX века.

Значительный интерес в собрании Радищевского музея представляют изделия частных фарфоровых предприятий, которых в Германии существовало огромное количество. Наиболее известные из них представлены на выставке. Это заводы Саксонии, Тюрингии, Силезии и Баварии.

Источник фото: культура.рф

Сеансы
в
К сожалению, сеансов нет. Последний сеанс прошел в городе 5 июня 2016 в 10:00.
Похожие события
Выставка «Дом русской литературы XX века»
Интерактивная экспозиция Музея занимательных наук Эйнштейна
Выставка «Живопись Вячеслава Зотова»
Выставка «О героях былых времён»
Выставка «Определение цвета»
Выставка  «Дух места»
Выставка «Узнать сердцем»

Обсуждения и отзывыВыставка керамики Германии XVII–XX веков

Комментариев пока нет. Будьте первым