Выставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»

На выставке представлены иконы XVII-XX вв. и медная пластика с изображениями Святителя Николы Чудотворца.

В рамках сотрудничества с Ульяновской старообрядческой Поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви в музее «Симбирские типографии» открывается выставка, посвящённая самому почитаемому святителю на Руси со времен принятия христианства – Святителю Николаю Чудотворцу.

Николай Чудотворец, а в большинстве легенд – Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник», почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надёжным, а молитвы к небу – наиболее доходчивыми.

На выставке представлены иконы XVII-XX вв. и медная пластика с изображениями Святителя Николы Чудотворца. Существует развитая иконография этого святого. Появление новых образов связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. В экспозиции представлены наиболее известные иконографические типы: поясные, оплечные и житейные.

Древнейшими и самыми распространёнными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. С XIII в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII-XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым Евангелием и благословляющим двуперстием.

Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца XV в., а в Византии – значительно раньше. Они возникли как сокращённый вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX в., – у старообрядцев.

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII-ХIV вв. Кроме того, представленные иконы относятся к различным старообрядческим иконописным школам: Ветковской, Невьянской, Поморской, Уральской, Сызранской.

Источник фото: культура.рф

Сеансы
в
К сожалению, сеансов нет. Последний сеанс прошел в городе 10 мая 2016 в 09:00.
Похожие события
Экспозиция «История Симбирской чувашской учительской школы»
Выставка «Этно-Графия»
Выставка «Шкафчик с секретом»
Выставка «Мир вещей: путешествие из литературы в музей»
Выставка «Классная пора»
Выставка «Гравюра «Географические универсальные часы»
Выставка «Маленькая страна»
Выставка «1917: эпоха, события, судьбы»
Выставка «Это наша с тобой биография»
Фотовыставка «Планета Земля: Индия»
Выставка «1857»
Выставка «Сияние лака»
Выставка «Живопись с натуры»
Выставка «Все принадлежащее России должно в ней и остаться…»
Выставка «Советская пластинка»
Выставка «Зимняя сказка»
Выставка «Караванный путь марийцев: от Волги до Урала»
Выставка «В круговороте творческой судьбы»

Обсуждения и отзывыВыставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»

Комментариев пока нет. Будьте первым

Фото «Выставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»»

1 из 2