Выставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»

На выставке представлены иконы XVII-XX вв. и медная пластика с изображениями Святителя Николы Чудотворца.

В рамках сотрудничества с Ульяновской старообрядческой Поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви в музее «Симбирские типографии» открывается выставка, посвящённая самому почитаемому святителю на Руси со времен принятия христианства – Святителю Николаю Чудотворцу.

Николай Чудотворец, а в большинстве легенд – Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник», почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надёжным, а молитвы к небу – наиболее доходчивыми.

На выставке представлены иконы XVII-XX вв. и медная пластика с изображениями Святителя Николы Чудотворца. Существует развитая иконография этого святого. Появление новых образов связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. В экспозиции представлены наиболее известные иконографические типы: поясные, оплечные и житейные.

Древнейшими и самыми распространёнными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. С XIII в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII-XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым Евангелием и благословляющим двуперстием.

Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца XV в., а в Византии – значительно раньше. Они возникли как сокращённый вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX в., – у старообрядцев.

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII-ХIV вв. Кроме того, представленные иконы относятся к различным старообрядческим иконописным школам: Ветковской, Невьянской, Поморской, Уральской, Сызранской.

Источник фото: культура.рф

Сеансы
в
К сожалению, сеансов нет. Последний сеанс прошел в городе 10 мая 2016 в 09:00.
Похожие события
Экспозиция «История Симбирской чувашской учительской школы»
Выставка «Этно-Графия»
Выставка «Вождь революции»
Выставка «Великий Болгар»
Выставка «А у нас в квартире газ»
Выставка «Мир вещей: путешествие из литературы в музей»
Выставка «Октябрь Владимира Зинина»
Выставка «Особый отдел Карамзинской библиотеки»
Выставка «Эти забавные животные»
Выставка «Классная пора»
Выставка «Гравюра «Географические универсальные часы»
Выставка «Люди одного села. Возвращение»
Выставка «Мозаика эпопеи»
Выставка «Маленькая страна»
Выставка «1917: эпоха, события, судьбы»
Выставка «А. А. Пластов и революция»
Выставка «Это наша с тобой биография»
Фотовыставка «Планета Земля: Индия»
Знакомство с выставкой «Октябрь Владимира Зинина»

Обсуждения и отзывыВыставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»

Комментариев пока нет. Будьте первым

Фото «Выставка «Образ Николы Чудотворца в старообрядческой культуре»»

1 из 2