Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»

Кашмирский шиваизм считается самым развитым в философском смысле среди тантрических учений индуизма, но долгое время его «не замечали» исследователи.

В поле зрения исследователей шиваизм Кашмира попадает только на рубеже XIX-XX вв. и в настоящее время является одним из интенсивно изучаемых направлений индийской религиозно-философской традиции. Многие концепты и аспекты кашмирского шиваизма легче понять и оценить в контексте сравнения его с буддизмом и ведантой как наиболее влиятельными и хорошо изученными системами индийской философской мысли. И для подобного сравнительного изучения ценный материал дают философские диспуты этих школ, отраженные в их текстах.

В текстах кашмирского шиваизма (в «Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини» и др.) можно найти немало свидетельств о взаимоотношениях и полемике шиваитов с другими школами, прежде всего с последователями веданты и буддистами. Предание этой традиции гласит о том, как мудрец Васугупта (VIII век) призывал помощь самого Шивы, чтобы тот помог ему посрамить в диспуте буддистов, «отрицающих существование Высшего Божественного Субъекта» и реальную природу миропроявления. И, как гласит предание, Шива явил Васугупте «Шива-сутры», ставшие важным коренным священным текстом шиваизма Кашмира. Опираясь на «Шива-сутры», Васугупта «побеждал буддийских философов в диспутах».

Основными пунктами философских споров шиваитов с буддистами и другими соперничающими школами были вопросы реальности или иллюзорности миропроявления, онтологический статус субъекта и функции сознания, а также монистический теизм (адвайта-ишваравада), противопоставляемый «атеизму» буддистов и нетеистическому «абсолютизму» адвайта-веданты. Помимо буддистов и приверженцев веданты соперниками и объектами критики кашмирского шиваизма были также шиваиты дуалистических школ, вишнуиты и джайны.

О том, как проходили подобные диспуты, какие аргументы выдвигали полемизирующие стороны, и как в этой полемике кашмирский шиваизм позиционировал себя в качестве школы «высшей недвойственности» (пара-адвайты) и «конечного синтеза» всех возможных философских подходов, расскажет историк философии, индолог и религиовед Сергей Лобанов. 

Расписание на
в Москве
Клуб интеллектуального досуга «Событие» – это место в объективном пространстве, расположенное в доме №29 по улице Покровка в Москве. Это место встречи
19:00
Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами» 2015 в месте: Клуб интеллектуального досуга «Событие» — в Москве — описание и программа мероприятия, дата, место и время проведения — цены на билеты, отзывы.
Похожие события
Лекция «Мир под микроскопом»
Курс «Второй режиссер»
Профессиональный курс веб-аналитика
Курс «Основы фотографии» от школы Родченко
Как смотреть картины
Курс «История России»
История России XIX века
Digital marketing (вечернее обучение)
Презентации в Google Slides
Общая биология
Выбор профессии – как найти работу мечты
Таргетированная реклама в социальных сетях
Продюсирование в кино
Физика сердца
Эрос и драма
Иммунитет глазами физиолога
Визуальный код культуры
Основной курс Таро
Время Авангарда
Особый путь русского искусства

Обсуждения и отзывы про «Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»»

Комментариев пока нет. Будьте первым

Фото: Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»

1 из 4
Когда проходит
20 февраля, в 19:00
Закончилось
20 февраля, в 21:00