Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»

Кашмирский шиваизм считается самым развитым в философском смысле среди тантрических учений индуизма, но долгое время его «не замечали» исследователи.

В поле зрения исследователей шиваизм Кашмира попадает только на рубеже XIX-XX вв. и в настоящее время является одним из интенсивно изучаемых направлений индийской религиозно-философской традиции. Многие концепты и аспекты кашмирского шиваизма легче понять и оценить в контексте сравнения его с буддизмом и ведантой как наиболее влиятельными и хорошо изученными системами индийской философской мысли. И для подобного сравнительного изучения ценный материал дают философские диспуты этих школ, отраженные в их текстах.

В текстах кашмирского шиваизма (в «Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини» и др.) можно найти немало свидетельств о взаимоотношениях и полемике шиваитов с другими школами, прежде всего с последователями веданты и буддистами. Предание этой традиции гласит о том, как мудрец Васугупта (VIII век) призывал помощь самого Шивы, чтобы тот помог ему посрамить в диспуте буддистов, «отрицающих существование Высшего Божественного Субъекта» и реальную природу миропроявления. И, как гласит предание, Шива явил Васугупте «Шива-сутры», ставшие важным коренным священным текстом шиваизма Кашмира. Опираясь на «Шива-сутры», Васугупта «побеждал буддийских философов в диспутах».

Основными пунктами философских споров шиваитов с буддистами и другими соперничающими школами были вопросы реальности или иллюзорности миропроявления, онтологический статус субъекта и функции сознания, а также монистический теизм (адвайта-ишваравада), противопоставляемый «атеизму» буддистов и нетеистическому «абсолютизму» адвайта-веданты. Помимо буддистов и приверженцев веданты соперниками и объектами критики кашмирского шиваизма были также шиваиты дуалистических школ, вишнуиты и джайны.

О том, как проходили подобные диспуты, какие аргументы выдвигали полемизирующие стороны, и как в этой полемике кашмирский шиваизм позиционировал себя в качестве школы «высшей недвойственности» (пара-адвайты) и «конечного синтеза» всех возможных философских подходов, расскажет историк философии, индолог и религиовед Сергей Лобанов. 

Похожие события
Лекция Александра Васильева «Загадка Коко Шанель»
Курс «Философия для жизни»
Человек и его внутренняя природа
Как избавиться от негативных мыслей
Как найти новый источник дохода
Образовательная программа для взрослых «Школа Востоковеда»
Ораторское искусство
Интенсив по продвижению в Facebook
Курс «Основы фотографии» от школы Родченко
История искусства запросто
Вводный мастер-класс: «Ключ к суперпамяти» от Павла Палагина
Современная карта мира
Ян Вермеер: наслаждение в 35 актах
Искусство кадра
Золотая пропорция. Формула красоты
Москва эпохи модерна
Как устроен и работает наш мозг
Андрей Звягинцев
Органы чувств: как работают наше зрение и слух
Исландские сказки
ОбсужденияЛекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»
Комментариев пока нет. Будьте первым

Фото «Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»»

1 из 4
Началось
20 февраля, в 19:00
Закончилось
20 февраля, в 21:00