Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»

Кашмирский шиваизм считается самым развитым в философском смысле среди тантрических учений индуизма, но долгое время его «не замечали» исследователи.

В поле зрения исследователей шиваизм Кашмира попадает только на рубеже XIX-XX вв. и в настоящее время является одним из интенсивно изучаемых направлений индийской религиозно-философской традиции. Многие концепты и аспекты кашмирского шиваизма легче понять и оценить в контексте сравнения его с буддизмом и ведантой как наиболее влиятельными и хорошо изученными системами индийской философской мысли. И для подобного сравнительного изучения ценный материал дают философские диспуты этих школ, отраженные в их текстах.

В текстах кашмирского шиваизма (в «Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини» и др.) можно найти немало свидетельств о взаимоотношениях и полемике шиваитов с другими школами, прежде всего с последователями веданты и буддистами. Предание этой традиции гласит о том, как мудрец Васугупта (VIII век) призывал помощь самого Шивы, чтобы тот помог ему посрамить в диспуте буддистов, «отрицающих существование Высшего Божественного Субъекта» и реальную природу миропроявления. И, как гласит предание, Шива явил Васугупте «Шива-сутры», ставшие важным коренным священным текстом шиваизма Кашмира. Опираясь на «Шива-сутры», Васугупта «побеждал буддийских философов в диспутах».

Основными пунктами философских споров шиваитов с буддистами и другими соперничающими школами были вопросы реальности или иллюзорности миропроявления, онтологический статус субъекта и функции сознания, а также монистический теизм (адвайта-ишваравада), противопоставляемый «атеизму» буддистов и нетеистическому «абсолютизму» адвайта-веданты. Помимо буддистов и приверженцев веданты соперниками и объектами критики кашмирского шиваизма были также шиваиты дуалистических школ, вишнуиты и джайны.

О том, как проходили подобные диспуты, какие аргументы выдвигали полемизирующие стороны, и как в этой полемике кашмирский шиваизм позиционировал себя в качестве школы «высшей недвойственности» (пара-адвайты) и «конечного синтеза» всех возможных философских подходов, расскажет историк философии, индолог и религиовед Сергей Лобанов. 

Расписание на
в Москве
Похожие события
Лекция Александра Васильева «Загадка Коко Шанель»
Курс «Философия для жизни»
Человек и его внутренняя природа
Как избавиться от негативных мыслей
Как найти новый источник дохода
Образовательная программа для взрослых «Школа Востоковеда»
Курс «Основы фотографии» от школы Родченко
История искусства запросто
Как устроена американская литература
Как смотреть картины
Art&Science
Современная поэзия: медленное чтение
День открытых уроков
Фотография в действии
Москва эпохи модерна
Босх: загадки и тайные смыслы
Ребенок в кризисе
Нужно ли пользоваться кредитами?
Отражение средневековых представлений в творчестве Иеронима Босха
Iteam

Обсуждения и отзывыЛекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»

Комментариев пока нет. Будьте первым

Фото «Лекция «Полемика кашмирских шиваитов с буддизмом и другими школами»»

1 из 4
Когда проходит
20 февраля, в 19:00
Закончилось
20 февраля, в 21:00