Выставка «Карта России. Вехи истории»

Выставка в Успенской звоннице Московского Кремля посвящена феномену России как самого обширного государства.

Выставка в Успенской звоннице Московского Кремля посвящена феномену России как самого обширного государства, статус которого она удерживает с конца XVII столетия, и как страны, территория которой расширялась с наибольшей интенсивностью.

Впервые Музеи Московского Кремля обращаются к этой теме, раскрывая ее в показе уникальных произведений искусства XIV – начала XX века. Великолепные памятники из кремлевского собрания отражают историю формирования территории русского государства от Московского княжества до Российской империи. В связи с этим некоторые произведения представлены на выставке, в совершенно новом ракурсе, другие – показаны впервые.

Центральным экспонатом является вышитая карта Российской империи, созданная воспитанницами Московского института Ордена Святой Екатерины в 1872 году и поднесенная ими императору Александру II. Она всего однажды экспонировалась в России, хотя не раз украшала зарубежные выставки Музеев Кремля.

Основу выставки составляют предметы, созданные по повелению российских правителей в связи с важнейшими событиями в геополитической истории России. Расширение границ всегда являлось выражением славы и могущества державы и находило особое отражение в отечественном искусстве, вызывая рождение исключительных по своей значимости и символической наполненности произведений – от царских венцов до памятных медалей.

На выставке демонстрируется знаменитая Казанская шапка – царский золотой венец с драгоценными камнями и тончайшим черневым узором, созданный, как полагают, по повелению царя Ивана Грозного в 1553 г. после присоединения Казанского ханства к Московскому государству. Позже изображение венца вошло в сложную композицию Государственного герба России с так называемыми «титульными» гербами, венчая герб Казанского царства.

Памятные медали, появившиеся в России как особый вид искусства только в Новое время, представлены ценнейшей группой первых российских медалей этого типа, отчеканенных в связи с победами России в Северной войне.  

Расширение границ находило отражение и в полном титуле государя, в котором обозначались все подвластные ему земли. На самом раннем экспонате выставки с титулом московского правителя – каменной плите 1491 г. с латинской надписью о закладке трех башен Московского Кремля по повелению великого князя Ивана III – в его титуле перечислено девять подвластных князю земель. В полный титул царя Михаила Федоровича, который можно прочитать в резной надписи на кольцах одной из его регалий – золотой цепи, представленной в экспозиции, входит тридцать географических названий, а в титуле императора Николая II их насчитывалось более пятидесяти. Также развивался Российский герб, который с XVI в. дополняют гербы царств, княжеств и других земель, входивших во все расширяющееся государство.  

Особого внимания на выставке заслуживают карты, самые ранние из которых представляют Россию в XVI-XVII веках. Две из них входят в состав первого в мире географического атласа, составленного фламандским картографом Абрахамом Ортелием. На третьей, составленной голландским купцом, путешественником, дипломатом и ученым Исааком Массой, изображена северная часть России в первой половине XVII века, где хорошо видна Обдора, входящая в титул российских правителей с XVI столетия. В XVIII веке, отмеченном особенно значительным расширением территории государства, интерес к картографии проник в искусство, вызвав к жизни создание многочисленных изделий с изображением карт городов, губерний, вновь открываемых земель. Золотая табакерка с миниатюрным портретом Екатерины II, включенная в состав выставки, представляет императрицу как великую устроительницу обширной державы, держащей в руках ее карту.

Завершают экспозицию два пасхальных яйца, изготовленных на всемирно известной фирме Карла Фаберже. На одном из них, с моделью сибирского поезда внутри, выполненном талантливейшим мастером Михаилом Перхиным в 1900 году, изображена карта Транссибирской магистрали, указывающая на огромную протяженность страны. Второе, работы знаменитого мастера Генриха Вигстрема, созданное к 300-летию Дома Романовых, содержит внутри вращающийся глобус, на котором помещены два силуэта России – в границах 1613 и 1913 годов, наглядно представляющие рост ее территории.

Выставка дает посетителю редкую возможность увидеть основные этапы и события сложной многовековой геополитической истории страны, отраженные в уникальных памятниках – символах «могущества и славы» Отечества, хранившихся в великокняжеской и царской сокровищницах, а позже – в возникшем на их основе музее «Оружейная палата».

Расписание на
в Москве
Похожие события
Международная выставка «Искусство куклы»
Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка
Выставка «Душа, не знающая меры…»
Выставка «Противостояние. Коломна в 1917 году»
Выставка «Детки в клетке»
Выставка «Изучающим теологию»
Выставка «Паустовский и кино»
Выставка «Николай Попов. Опыт прочтения: «Двенадцать» А. Блока и «Шарманка» А. Платонова»
Выставка «Художник Юрий Черепанов»
Выставка «Живопись. Графика»
Выставка «Клуб мастеров»
Выставка «Судьба человека в музейных коллекциях»
Выставка «Автопортрет артиста»
Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Самуила Моисеевича Майкапара
Выставка «Закон, по которому мы живем»
Выставки «Зимние объятия»
Выставка «Клин. Пир»
Выставка «Хозяин танца»
Выставка «А. Л. Бобыкин, И. В. Мурадова, С. И. Квашнин»
Выставка «Болезнь молодых, или Жизнь с болью»

Обсуждения и отзывыВыставка «Карта России. Вехи истории»

Комментариев пока нет. Будьте первым
Когда проходит
23 декабря, в 10:00
Закончилось
15 марта, в 10:00