«...нас будет трое...» Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник

Редкая возможность увидеть не «Черный квадрат», а, например, «Прямоугольник и круг» и другие работы отца супрематизма и его последователей.

"…нас будет трое…" – писал Малевич в письме Суетину об узком круге супрематистов-новаторов. Н. Суетин и И. Чашник были ближайшими соратниками К.Малевича, втроем они действительно ощущали себя тесным творческим сообществом. Третьяковская галерея представляет произведения основателя супрематизма и его учеников. Многие из них впервые экспонируются в России и неизвестны широкой публике.

Коллекция произведений К. Малевича в Sepherot Foundation охватывает почти все периоды его творчества. Самые ранние примеры – два импрессионистических этюда, написанные в Курске, где Малевич провел юность и где начал художественную карьеру. Графическая манера Малевича конца 1900-х годов развивалась в стилистике модерна и символизма. Рисунок "Общество" (1908) примыкает к так называемой "Серии белых" работ на тему городской жизни и светского общества. В "Зимнем пейзаже" (нач.1910-х) чувствуется увлечение эстетикой "Бубнового валета". Здесь К. Малевич использовал арсенал приемов неопримитивизма: нарочитую грубость и экспрессивную манеру рисунка, предельное упрощение.

Коллекционировать К. Малевича, И. Чашника, Н. Суетина непросто. Большинство холстов и рисунков уже давно находятся в крупнейших музеях мира; надежд на новые открытия, появление ранее неизвестных или считавшихся утраченными произведений практически не осталось. Тем ценнее те немногочисленные работы, которые попадают в поле зрения частных собирателей, складываясь в качественные и содержательные коллекции; их освоение в современной выставочной и научной практике представляется необычайно важным для изучения наследия авангарда.

Фонд Sepherot предоставил для экспонирования в Третьяковской галерее 14 произведений К. Малевича (4 живописных и 10 рисунков), 55 работ И. Чашника (графика и гипсовый рельеф) и 35 – Н. Суетина (из них 1 живопись).

К выставке подготовлен каталог, в котором собраны статьи, посвященные художникам и их творческому союзу, биографические материалы и фотографии. Куратор выставки и автор каталога – Татьяна Горячева (Третьяковская галерея).

Все трое познакомились после революции в Витебске, где Суетин и Чашник учились у Марка Шагала. Когда в училище приехал Малевич, большинство студентов ушло к нему.

 В те годы Витебск достиг невероятной плотности мэтров на квадратный метр. В 1918-м здесь открылось народное художественное училище. Директором стал Мстислав Добужинский, уехавший затем в эмиграцию – как и Иван Пуни, руководивший в Витебске мастерской плаката, и его жена Ксения Богуславская (вела декоративно-прикладную мастерскую). Работал здесь и Эль Лисицкий, с которым автор «Черного квадрата» разделит славу создателя архитектонов.

 Малевич и созданный им УНОВИС (объединение «Утвердители нового искусства») определяли жизнь города. Жена Алексея Толстого вспоминала: «Я попала в Витебск после Октябрьских торжеств, но город еще горел от оформления Малевича — кругов, квадратов, точек, линий разных цветов и шагаловских летающих людей. Мне казалось, что я попала в завороженный город, но в то время было всё возможно и чудесно, и витебляне на тот период времени заделались супрематистами. По существу же горожане, наверное, думали о каком-нибудь новом набеге, непонятном и интересном, который надо было пережить».

 В итоге город не выдержал интеллектуального удара: Малевича выжили. В Петрограде он возглавил Институт художественной культуры, закрывшийся после обсуждения эпохального труда директора – «Введения в теорию прибавочного элемента в живописи».

Суетин и Чашник оставались его единомышленниками, хотя тот же Чашник беспрерывно полемизировал с учителем. Но, кажется, Малевич больше всех горевал о смерти Чашника – ушел самый важный, наверное, собеседник в его жизни, самый последовательный из супрематистов. Возможно, даже более последовательный, чем сам Малевич. В отличие от многих, он понимал, что супрематизм – это не просто занятие беспредметным, но философская концепция.

Похожие события
#пушкинXXI
Красавец-мужчина
Герои среди нас
Выставка «Путешествие в изобилие»
Выставка «Лучшие работы Екатерины Рождественской»
Медиапроект «ПроЯвление»
Выставка «Живопись. Иван и Алексей Букакины»
Выставка «Чемодан впечатлений»
Выставка «Сталинград — символ мужества: 75 лет со дня начала Сталинградской битвы»
Выставка «Моряк, художник, человек. Владимир Голицын (1902–1943)»
Выставка «Век отечественного рисунка»
Фотовыставка Кристофера Беркетта
Выставка «Красивая жизнь В. Жолобова в Художественном театре»
Выставка «Мой путь»
Выставка «Испанский репортаж 1936-1939 годов»
Выставка «Зинаида Серебрякова»
Выставка «Журнал «Крокодил» (1922–2000): юбилейная летопись»
Выставка «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал»
Выставка «Музей Скрябина»
Выставка «Юбилей режиссёра Карена Шахназарова»
Обсуждения«...нас будет трое...» Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник
Комментариев пока нет. Будьте первым

Фото ««...нас будет трое...» Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник»

1 из 3
Началось
11 октября, в 10:00
Закончилось
18 ноября, в 19:30