К.-Х. Штокхаузен – Stimmung

На «Платформе» состоится первое в России исполнение произведения Stimmung известнейшего немецкого композитора XXго века Карлхайнца Штокхаузена.

Феномен концерта заключается в том, что исполнять сложное произведение будет Ансамбль Покровского, специализирующийся на фольклорной музыке. Это придаёт «Штиммунгу» совершенно новое звучание и смысл. После первых репетиций, проведённых совместно с хормейстером и дирижёром Ариной Зверевой, стало понятно, что мы имеем шанс услышать лучшее исполнение этого произведения за всю его историю.

«Stimmung (Штиммунг) – слово, которое сам Штокхаузен, как и все немцы, понимает как, одновременно, «настройка» (в музыкальном смысле) и и «настрой» (в смысле душевном). Ещё это слово родственно слову Stimme, «голос», и лично мне всегда казалось, что Штиммунг – значит что-то вроде «голошение». Потому, что исполнители не столько поют, сколько голосят, не в смысле, конечно, – вопят – а в смысле «делают что-то голосом». Ну вот, ещё только название, а уже ничего не понять – так может показаться человеку, никогда не слыхавшему этого произведения, но первые же звуки этой музыки (они же и последние – всё произведение построено на одном и том же обертоновом аккорде) сразу же выстраивают мир, живущий по очень интуитивно понятным законам.

Штокхаузен – по сути, воплощение авангарда, в этом сочинении так далеко заходит в свою, авангардную, сторону, что выходит, в некоторых отношениях, где-то в палеолите. Шесть голосов (три мужских, три женских), на протяжении приблизительно семидесяти четырёх минут, постепенно перетекают из одной звуковой ситуации в другую, причём никаких изменений , которые нормативны в «классической» музыке, не происходит. Однако, музыка эта не фон для медитации, а чрезвычайно насыщенный событиями процесс – просто эти события происходят на тембровом, обертоновом и словесно-заклинательном уровне. Многократно повторяемая с небольшими постепенными изменениями формула - это, в каком-то смысле, противоположность развёрнутой мелодии.

Западная народная и профессиональная музыка утратила «формальность» очень давно, в обиход её снова ввели американский минимализм и европейский авангард — Штокхаузен как бы изобретает ритуальную формульную практику заново, пользуясь «магическими именами» всяческих божеств и опираясь на отрезок обертонового ряда, соответствующий резонансу пентатоники. Русская традиционная музыка (как и некоторые виды литовской, тропической африканской и тд) сохранила формульные жанры: наигрыши, плясовые, заговоры, колыбельные для нас не экзотика, а естественная звуковая среда. Именно поэтому мне очень захотелось, чтобы «Штиммунг» Штокхаузена спели мастера традиционной (формульной, в том числе) русской музыки, легендарный ансамбль Покровского. Этот коллектив уже пел авторскую музыку (например, Стравинского, Юсупову) – но никогда не исполнял европейский авангард. Мне очень хочется послушать – что из этого выйдет».

Александр Маноцков

Похожие события
Концерт Ludovico Einaudi
Оркестр в парке
Концерт группы Two Door Cinema Club
Концерт джазового оркестра Петра Востокова
Фестиваль «Индюшата»
Концерт группы «Лицей»
Концерт группы Znaki
Концерт группы The Beatlove
Музыка Вселенной
Эпоха романтизма в музыке
Концерт Halsey
Концерт Гансэлло
Концерт группы Amon Amarth
Концерт группы First Blood
Концерт группы Elder
Концерт группы Conan
Концерт группы Ufomammut
Джазовые концерты в саду имени Баумана
Цирковое шоу в ТРЦ «Афимолл Сити»
Концерт Mahidevran
ОбсужденияК.-Х. Штокхаузен – Stimmung
Комментариев пока нет. Будьте первым
Началось
29 июня, в 20:00
Закончилось
29 июня, в 21:30