подборки24 сентября 2013 г. в 23:26

В Белгороде в последнее время регулярно возникает вопрос, как можно улучшить ситуацию с транспортом в городе. Многие часто стоят в пробках до и после работы. Особенно тяжело передвигаться на машине и искать парковку в центре Белгорода в часы пик. Редакция 2do2go провела собственное исследование, как решаются такие проблемы в других городах мира. Всего мы насчитали 5 основных способов разгрузки центра города.

1. Строительство дорог

Этот метод особенно популярен в США, где магистрали (highway) пронизывают все территорию страны. Косвенно это повлияло и на дорожную ситуацию в городах. К 1983 году самые крупные из них обладали сетью улиц, охватывающих до 30% площади города!

Расширение сети дорог уменьшило плотность застройки городов, способствовало развитию пригородов, повысило мобильность граждан. В результате автомобиль появился почти в каждой семье, что вывело страну на лидирующие позиции по этому показателю. 

Великолепно спроектированные городские автомобильные магистрали могут обслуживать периферийные зоны с низкой плотностью застройки, но не центры городов, где для них никогда не хватит земельных ресурсов. © Департамент автомобильных дорог и общественного транспорта штата Техас.

В Белгороде складывается похожая ситуация. Растущий транспортный поток направляется в центр города, усугубляя ситуацию с пробками и парковкой на основных улицах. Яркий пример – пробки в центре города со стороны нового моста, когда дорожная сеть не справляется с распределением огромного количества желающих попасть на работу.

2. Строительство крытых парковок

Создание сети крытых парковок в центре города – достаточно популярное решение. К сожалению, из-за роста количества парковок в центр направляются новые потоки транспорта, что только осложняет общую обстановку. Водители из соседних районов, которые никогда бы не поехали в центр, направляются к новым местам парковки, создавая новые пробки. Выезжая из парковок, как правило в одно время, водители снова попадают в заторы.

Более того, автомобилисты все равно сначала будут искать места парковки поближе, создавая дополнительный трафик и нагрузку на дорожную сеть. В то же время развитие личного транспорта не позволяет развивать общественный, делая его неудобным и невыгодным. Хотя именно общественный транспорт может перевезти наибольшее количество пассажиров. Соответственно, его удобнее всего использовать для разгрузки дорожной сети города.

Чем больше парковочных мест вы предоставите, тем больше машин приедет заполнить их. Это похоже на кормление голубей. © Хью Кассон, известный британский архитектор XX века.

В качестве примера можно рассмотреть паркинг в «Автограде». Он призван разгрузить центр города, но как выглядит ситуация в действительности? Паркинг всегда стоит полупустой, а вокруг него все парковки заняты.

3. Выделенные полосы для общественного транспорта

В некоторых странах начали вводить выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы разгрузить дороги в центре города. Выделенные полосы для движения автобусов появились в разных странах в разное время:

- Мадрид, Испания с 1995 года;

- Лидсе, Англия с 1998 года;

- Лунз, Австрия с 1999 года;

- Стокгольм, Швеция с 2000 года;

- Трондхейм, Норвегия с мая 2001 года.

Выделенные полосы увеличивают объем перевозок пассажиров на 25-40%. Горожане с большим желанием используют автобусы и троллейбусы для передвижения по городу.

В то же время выделенные полосы для общественного транспорта снижают пропускную способность самих дорог. Пока автобусы движутся, легковые машины стоят в пробках. Особенно серьезные проблемы такая ситуация вызывает в центрах городов, где, как правило, достаточно узкие улицы. 

Для решения этой проблемы в 1996 в Сан Диего (США) запустили автоматизированную систему оплаты. Она определяла стоимость проезда для водителей без пассажиров, движущихся по выделенным под пассажирский транспорт полосам. Стоимость менялась в течение дня в зависимости от количества транспорта, передвигающегося по этой полосе.

Возможно, это хороший выход из ситуации, но для Белгорода он станет актуальным лет через 5-10. Пока же выделенные полосы для общественного транспорта могут решить проблему с пробками в центре города только в сочетании с другими мерами: создание пешеходных зон и перехватывающих парковок, перепланировка потоков. 

4. Ограничение на въезд в центр города

Для снижения количества передвижений на личном транспорте многие европейские города вводят плату на въезд в центральные районы либо полностью запрещают движение в данной зоне. В большинстве европейских столиц исторический центр – это пешеходная зона, популярная среди туристов и любимая горожанами.

Ярким примером ограничения движения транспорта в центре города является действующая в городах Германии система экологических зон (Umweltzone). Она предусматривает регулярную проверку соответствия автомобиля экологическим стандартам и выдачу различающихся по цвету талонов экологической безопасности, которые клеятся на лобовое стекло. Въезд на территорию всех крупных городов Германии запрещен транспорту без наклеенных талонов, а доступ в центральные районы разрешен только экологически безопасному транспорту.

Эти меры повышают стоимость обслуживания автомобиля. В итоге люди отказываются от частого использования машин, что улучшает транспортную и экологическую ситуации в городе и способствует развитию общественного транспорта. К сожалению, такие меры в России сейчас невозможны. Большинство автомобилей не соответствуют допустимому классу экологической безопасности, в том числе и общественный транспорт. Метод хороший, но опять же нужно подождать 5-10 лет, пока общество и законодательство будет к этому готово.

5. Организация платных придорожных парковок

Европейский институт развития транспорта отмечает, что организация платных придорожных парковок является самым эффективным путем регулирования дорожно-транспортной инфраструктуры. Необходимо не расширять возможности для парковки, а сократить количество самих машин, что, в принципе, логично.

Исследования, проведенные в различных странах в различное время (в США – 1995, Австралии – 2004, Франции – 2003) выявили один важный факт: личный автотранспорт припаркован в центре города не менее 95% времени. Каждое парковочное место занимает от 15 до 30 квадратных метра общественной территории города, в среднем водителям требуется от 2 до 5 различных паркомест в течение дня. 

Таким образом, большинство горожан просто бросают машины в центре на весь день. При этом люди, которым необходимо активно передвигаться по городу, не могут найти место для парковки или ищут его по полчаса. Например, парковка около Сбербанка на Гражданском проспекте: в середине дня она настолько забита машинами сотрудников, что клиенты не могут попасть в банк, не нарушив правил дорожного движения.

Исследование в Великобритании подтверждает, что количество и стоимость парковочных мест являются эффективными способами регулирования транспортных потоков. Увеличение в 1994 году стоимости придорожных парковок вдвое вызвало уменьшение потока на 20%, в то время как уменьшение количества парковочных мест вдвое снизило транспортный поток на 30%.

Спрос на уличные парковки может изменяться в течение суток и дней недели и зависит от месторасположения и особенностей районов. В этом случае организация системы платных придорожных парковок в них использует автоматизированные системы для регулирования цены парковки. Возможно, это один из самых доступных вариантов. Как минимум он не требует серьезной перепланировки города и изменений законодательства. Но максимальный эффект от введения системы платных парковок можно достичь в совокупности с развитием общественного транспорта.

Мнение редакции

Что мы имеем в итоге. Любые меры, направленные на повышение пропускной способности дорог и увеличение количества парковочных мест, увеличивают количество пробок в центре города.

Как это не печально для автомобилистов, но единственный способ разгрузить центр города – ограничить количество транспорта, которое туда направляется. И, в первую очередь, эксперты рекомендуют уменьшить количество машин, которые стоят на парковках с 9 до 18 часов. Именно они создают основные проблемы для автомобилистов, передвигающихся в центре города в час пик.

В Москве год назад был запущен аналогичный эксперимент, который сейчас достаточно успешно развивается. Возможно, для Белгорода это единственный вариант, но чтобы его реализовать, нужна очень серьезная работа. Но о деталях мы порассуждаем в дальнейшем.

ОбсужденияТранспорт в городе: 5 способов разгрузить центр Белгорода
Там когда-то в начале двухтысячных планировали сделать этот перекресток в разных уровнях с кольцевыми бантами, но расширение рынка Южный и строительство жилого комплекса Владимирский окончательно поставило на этом крест.
Интересная информация. Спасибо.
Мой вариант таков: 1 Организовать перехватывающие парковки по периметру центральной части города в радиусе 5ти кварталов (с юга - сразу за жд путями с обеих сторон от Н.моста ул. Ватутина - там большие площади консервного завода, с севера Белгороского ...