подборки5 октября 2016 г. в 00:00

Город-герой Смоленск — один из древнейших русских городов, основанный в 863 году. Смоленск старше Москвы и является ровесником Великого Новгорода и Киева. О его богатой истории напоминают старинные храмы, крепостная башня и земляной оборонительный ров, сохранившиеся по сей день. Сегодня в Смоленске гармонично сочетается природное и культурное наследие с современной, индустриальной жизнью.

Смоленск музейный

Музей «Смоленск – щит России»

Громовая — одна из самых красивых башен Смоленской крепостной стены, возведенная зодчим Федором Конем. Первая из башен крепости, восстановленная в своем первоначальном виде. Посетители могут увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам и полюбоваться деревянным шатром изнутри.

На втором ярусе башни открыта экспозиция, рассказывающая о строительстве Смоленской крепостной стены и о героической обороне города в период Смутного времени в 1609–1611 годах. Выставку составляют подлинные предметы конца XVI — начала XVII века из фондов Смоленского музея-заповедника, большинство из которых выставляются впервые.

Третий ярус башни занимает выставка «Грюнвальдская битва. 600 лет спустя». Представленные экспонаты —исторические реконструкции доспехов и оружия воинов Смоленского княжества, Золотой Орды, Великого Литовского княжества и рыцарей Тевтонского ордена. Четвертый ярус — лучшая смотровая площадка города. В выходные дни здесь можно стать зрителем показательных выступлений, проводимых историческим театром «Порубежье».

Музей «Смоленск – щит России»
Музей «Смоленск – щит России»
Место
Музей «Смоленск – щит России»
Музей «Смоленск – щит России» расположен на улице Октябрьской революции.Первое, что привлекает внимание – это Громовая башня крепостной

Музей «Смоленский лен»

С незапамятных времен на Смоленской земле занимаются возделыванием, переработкой и ткачеством льна. Когда-то пряли вручную, потом — на самопрялках, теперь — на мощных станках-автоматах. Вполне закономерным стало создание в Смоленске отдела музея-заповедника «Смоленский лен».

Здесь богато и ярко представлена история развития льноводства на Смоленщине. Уникальную экспозицию называют гимном «северному шелку». В нее вошли пахотные орудия, подлинные орудия возделывания и обработки льна, богатая коллекция смоленского костюма с поясами и головными уборами — «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево, раскрывающие красочный мир народного искусства.

Посетители музея могут научиться плести пояса на «достечках» и «бердышках», своими руками изготовить куклу в национальном костюме, принять участие в обрядовых праздниках. В настоящее время музей располагается в Никольской башне Смоленской крепостной стены.

Музей «Смоленский лен»
Музей «Смоленский лен»
Место
Музей «Смоленский лен»
Музей «Смоленский лен» расскажет о тонкостях процесса возделывания и переработки льна. Переработка льна и ткачество в Смоленской области было одним из

Смоленский музей-заповедник

Это великолепно выстроенное трехэтажное здание, обладающее дворцовой представительностью, по праву считается одним из самых красивых в Смоленске. Здание галереи — памятник гражданской архитектуры XIX века, бывшее Александровское училище.

Проектировали здание архитекторы М. Ф. Мейшер и О. Ф. Хартен. Оно роскошно не только снаружи, но и изнутри: до наших дней сохранилась трехмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями.

Экспозиция Художественной галереи обширна и разнообразна по своему составу. Значительным разделом является коллекция древнерусского искусства княгини М. К. Тенишевой, представленная иконами XV–XIX веков. Гордость собрания — произведения В. А. Тропинина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, В. А. Серова, И. Е. Репина, К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Поповой и других мастеров русского искусства. Любители по достоинству оценят отечественную живопись и скульптуру XX века. Этот период представляют в том числе и смоленские художники.

Смоленский музей-заповедник
Смоленский музей-заповедник
Место
Смоленский музей-заповедник
В 1888 году был образован Смоленский музей-заповедник, который в настоящее время состоит из 12 отделов и 4 филиалов. На сегодняшний день является

Музей-заповедник «Гнёздово»

На обоих берегах Днепра в 13 км к западу от Смоленска расположился Гнёздовский комплекс археологических памятников — курганный могильник, когда-то насчитывавший 3 500–4 000 курганов и несколько поселений, в том числе укрепленных, общая площадь которых составляла более 30 га.

К настоящему времени сохранилось около 1 500 курганов и одно поселение, что объясняется в значительной мере расположением комплекса в зоне активной хозяйственной и строительной деятельности растущего города. Это крупнейший на территории России и Европы комплекс археологических памятников, относящихся к периоду образования древнерусского государства. Его площадь составляет чуть более 200 га.

Гнёздово — это название много значит для тех, кого интересует история России, кто бережно и с уважением относится к ее памятникам.

Музей-заповедник «Гнёздово»
Музей-заповедник «Гнёздово»
Место
Музей-заповедник «Гнёздово»
Музей-заповедник «Гнёздово» разместился на берегах Днепра в примерно 10 км западнее Смоленска. Это могильник, некогда состоявший из почти 4000

Объединенный мемориальный музей Ю. А. Гагарина 

Объединенный мемориальный музей Ю. А. Гагарина — один из ведущих российских музеев космического профиля.

В музейное объединение входят: Дом-музей школьных лет Ю. А. Гагарина, где прошло детство будущего космонавта; Дом-музей родителей Ю. А. Гагарина — последнее место в Гжатске, которое посетил Юрий Алексеевич перед гибелью, по соседству в стеклянном павильоне – автомобиль «Волга», принадлежавший ему; Дом космонавтов, где развернута биографическая экспозиция «Слово о сыне»; музей «Игры Юрия Гагарина»; в селе Клушино есть Дом-музей семьи Гагариных — колыбель раннего детства Юрия Гагарина, рядом — колодец, известный в России как «гагаринский»; Музей первого полета, действующий с апреля 2011 года.

Основу экспозиции составляет космическая техника, имеющая непосредственное отношение к первому космическому полету с человеком на борту; галерея, являющаяся уникальным собранием художественных произведений на космическую тему; Историко-краеведческий музей, экспозиции которого раскрывают славную самобытную историю Гжатской земли с древнейших времен до наших дней; интерактивная экспозиция «Изба-чайная». 

Музей-квартира А. Т. Твардовского

В 1943 году Александр Твардовский приехал в Смоленск в качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Западного фронта. Небольшое помещение с обстановкой 50–60-х годов прошлого века тесно связано с жизнью и творчеством великого поэта и имеет богатую историю, соприкоснуться с которой очень легко: достаточно переступить порог музея.

Поэт жил здесь с сентября 1943 года по март 1944. Здесь он создал поэму «Дом у дороги», отдельные главы «Василия Теркина» и «За далью — даль»; сюда к Твардовскому приезжали фронтовые друзья — художник Орест Верейский и писатель Евгений Воробьев. В ноябре 1990 года квартира А. Т. Твардовского стала музеем, созданным в память о пребывании поэта в Смоленске. Помимо обстановки, бережно сохраненной сестрами Александра Трифоновича, в экспозиции представлены разные издания книг поэта, фотографии, письма, рисунки О. Верейского. В музее-квартире проводятся литературные встречи, вечера. 

О других музеях Смоленска можно почитать на портале культурного наследия и традиций России «Культура РФ».


Смоленск православный

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) 

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — кафедральный собор Смоленско-Калининградской епархии Русской православной церкви. Он находится в центральной части Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне города в 1609–1611 гг. на месте одноименного собора XII века. Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска.

Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Полностью собор был достроен в 1772 году. В нем до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. Здесь же находятся мощи Меркурия Смоленского.

Собор Вознесения Господня в Вознесенском монастыре

Собор Вознесенского монастыря построен в 1697 году «по личному указу Петра I» (так написано на мемориальной доске), а по легенде — и по его чертежам. Сейчас в соборе располагается выставочный зал. В начале XVIII века благоустройству монастыря особенно содействовала игуменья Марфа Рыдванская.

Во время путешествия императрицы Екатерины II в 1787 году было пожертвовано этому монастырю 1 000 рублей, и на эту сумму устроен, в память благотворительницы, другой престол нижнего храма во имя великомученицы Екатерины.

В настоящее время монастырь имеет два отдельно стоящих храма: один главный в два этажа, в верхнем — престол в память Вознесения Господня, в нижнем во имя Сергия Радонежского, с двумя приделами во имя великомученицы Екатерины и Сретения Господня. При соборном храме есть каменная колокольня.

О других соборах Смоленска можно почитать на портале культурного наследия и традиций России «Культура РФ».


Смоленск театральный

Смоленский государственный драматический театр имени А. С. Грибоедова

По сохранившимся в областном архиве документам Смоленск входит в число первых городов, где появился свой театр. В вихре революционных событий, в ноябре 1919 года, Смоленский театр реорганизовали в Государственный театр драмы и оперы. Первый сезон открылся комедией «Ревизор» Н. В. Гоголя.

За всю свою историю существования театр имел много славных страниц, связанных с легендарными именами. Здесь играла Ф. Г. Раневская. В 1960–1970-е годы труппа пополнилась выпускниками Школы-студии МХАТ и Ленинградского театрального института. В театре продолжают работать народные артисты РСФСР С. А. Чередников, А. А. Юкляевский, заслуженные артисты РСФСР К. К. Завистовский, В. М. Кабанов, Г. А. Завистовская, Н. П. Шошенкова, В. И. Макаров.

Нынешнее здание театра было построено в 1939 году. Монументальное сооружение своего времени создали по проекту московского архитектора С. А. Ильинской.

Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова
Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова
Место
Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова
Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова начал работать еще в 1919 году. Пьеса «Ревизор» стала дебютом молодого театра. На

Смоленский областной театр кукол

Смоленский театр кукол существует с 1937 года. Он открылся спектаклем «Наш цирк». С 1955 по 1971 год его возглавлял главный режиссер Д.Н. Светильников — именем этого выдающегося деятеля культуры впоследствии и был назван Театр кукол. На сегодняшний день Смоленский театр кукол — это место, куда с удовольствием приходят как самые маленькие, так и взрослые зрители. Первая премьера постановки для взрослых «Король-Олень» по пьесе К. Гоцци состоялась в 1955 году.

Каждый новый сезон Смоленский театр кукол отмечает новыми интересными постановками. Он постоянно расширяет свой репертуар и стремится радовать своих зрителей чудесными сказочными представлениями. Мир кукольного театра — это мир сказки и мир детства, в которое мечтает вернуться каждый взрослый человек. Открытие нового здания состоялось 19 сентября 2013 года.

Смоленский областной театр кукол
Смоленский областной театр кукол
Место
Смоленский областной театр кукол
У истоков театра стоял режиссер Д. Светильников, который впервые создал спектакль «Наш цирк» (в 1937 году). В 2006 году театр получил его имя. До


Смоленск традиционный

Святочные хороводы в Глинковском районе Смоленской области

Жители смоленских окраин хранят и помнят свои обряды. Их быт пропитан духом самобытной старины. Сельчане охотно делятся сложившимися премудростями жизни, проникновенно звучат голоса пожилых исполнительниц.

В Святки в Глинковском районе Смоленской области было принято собираться по избам — на вечеринки или игрища. Как поется в хороводной песне, записанной в деревне Белый Холм, «как у Святки бувают игрища». Эти традиционные собрания играли важную роль в жизни сельской общины: на них происходило знакомство и общение молодежи предбрачного возраста. Девушки и парни — обязательные участники вечеринок — водили под песни хороводы, играли в игры и танцевали. Сюда приглашали гармониста, который своей игрой сопровождал танцы. В качестве зрителей здесь могли присутствовать замужние женщины и женатые мужчины.

Хороводные песни с выбором пары зачастую заканчивались поцелуем. По сути, они выполняли функцию «припевания» парней и девушек друг к другу. Очевидно, что глинковские зимние хороводы имеют брачную направленность, что не случайно. В святочный период повсеместно проходили массовые сватовства, а в следующий за ним «мясоед» игрались свадьбы. Вечеринки, на которые могла приезжать молодежь из других деревень, часто служили местом выбора невест. Эту ситуацию воспроизводят тексты хороводных песен.

Свадебный обряд деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

В свадебном ритуале деревни Петрищево — предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» — петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» — булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две — женихова хрёстная и яе хрёстная — и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» — ну а тая своё».

Народные версии тропаря Пасхи «Христос воскресе» в смоленском Поднепровье

Церковный тропарь Пасхи «Христос воскресе» стал на Смоленщине музыкальным знаком пасхального сезона и вобрал в себя черты местного песенного фольклора. Обиходное песнопение русского православного богослужения существует не только в богослужебной, но и в народной певческой практике, что зафиксировано фольклорными экспедициями РАМ им. Гнесиных в 80–90-е годы XX века.

Тропарь Пасхи прочно вошел в календарные обряды пасхальной недели, Радуницы, Дня жен-мироносиц, Егорьева дня, Вознесенья, а также в похоронный обряд. Тропарь Пасхи «Христос воскресе» — обиходное песнопение православного богослужения — бытует не только в церковной, но и в народной музыкальной практике. Народные версии тропаря фиксировались на этой территории систематически. В целом сделано около полутора сотен звукозаписей тропаря в народной интерпретации, а также бесед с народными исполнителями об условиях его звучания.

Источник: портал культурного наследия и традиций России «Культура РФ»

Обсуждения и отзывыКультурный гид по Смоленску

Комментариев пока нет. Будьте первым