подборки6 июля 2013 г. в 20:48

Иногда только диву даешься, сколько же интересного скрыто на окраинах и практически неизвестно никому, кроме специально интересующихся. Три дома, о которых пойдет речь, стоят практически на одном «пятачке» и относятся к одному времени, а два – чуть поодаль и совсем из других эпох, но вся прогулка между ними – вряд ли больше километра.

В качестве общего предисловия надо сказать, что Москва в прошлые века развивалась, прежде всего, на восток, и поэтому на отдалении от современного центра можно найти очень примечательные места. Район, о котором пойдет речь – это московские промышленные окраины 18-19 века. Здесь протекала речка Хапиловка, ныне заключенная в трубу, и находилась большая старообрядческая община, о которой еще расскажем. А занимались староообрядцы в основном текстильным производством. Именно они стали героями нашей первой истории.

Дом первый – модерн

Старообрядцы братья Носовы, основатели суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки, были простыми ткачами. В 1829 году построили на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Братья сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. К 1880 году на фабрике работало более 1 000 человек. 

Главой дела в продолжение многих лет был сын одного из основателей – Василий Дмитриевич Носов. Именно он заказал себе у архитектора Л.Н. Кекушева новый особняк в модном стиле «модерн», который и был выстроен по соседству на берегу речки Хапиловки в 1903 году.

Любящий все новое В.Д. Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем дом строился не каменный, а деревянный – для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. И, кстати, утверждается, что это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн. Считается, что по стилю дом напоминает швейцарское шале, что это ранний франко-бельгийский модерн, но по большому счету это дача: та самая русская dacha, что не переводится ни на один язык, с террасками, балкончиками и прочими милыми сердцу атрибутами загородного быта.

Облик особняка помимо архитектора, по-видимому, определяла жена сына В.Д. Носова Евстафия Павловна. Она была из семьи Рябушинских и близка к кругам художественной интеллигенции. В доме она устроила художественный салон, где ставились пьесы А. Толстого и М. Кузмина. Портреты хозяйки дома писали К.А. Сомов и А.Я. Головин, ее скульптурный бюст лепила А.С. Голубкина. В коллекции русской живописи Е.П. Носовой были картины Рокотова, Боровиковского, Венецианова, Кипренского. По примеру П.М. Третьякова Евстафия Павловна собиралась со временем передать коллекцию городу, а сам дом сделать своеобразным музейным экспонатом. Архитектор И.В. Жолтовский построил в особняке парадный столовый зал, три стены которого должен был расписывать В.А. Серов. Эскизы росписи по отзыву И.Э. Грабаря изобиловали «чудесными деталями и хитроумными выдумками», но воплощены не были – художник вскоре скоропостижно скончался. Для отделки парадной лестницы Е.П. Носова пригласила М.В. Добужинского.

После революции Е.П. Носова уехала за границу и дожила там до преклонных лет. В доме сначала открыли Пролетарский музей, потом детские ясли, Дворец культуры и, наконец, Дом комсомольца и школьника. К счастью, сведения из интернета о том, что интерьеры полностью уничтожены, не соответствуют действительности. Дом – это объект культурного наследия федерального значения. Сейчас в нем располагается филиал Российской Государственной юношеской библиотеки, там проводятся выставки, а если внимательно следить за анонсами, то туда можно попасть.

Дом второй – готика

Почти точно напротив дачи Носова высятся башни сооружения, напоминающего готический замок, особенно если смотреть снизу вверх. Такова была промышленная архитектура в годы Первой мировой войны. Это всего-навсего завод.

Здание было заложено в 1915 году как завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник». Это была крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука: от галош до автомобильных шин, а ее отделения и магазины располагались по всей России. Сами заводы находились в Риге, но с началом Первой мировой войны были эвакуированы из-за угрозы немецкой оккупации. Вот для этого эвакуированного завода и строилось столь роскошное здание.

Строительство завода было приостановлено с революцией, и лишь в 1925 году было решено его закончить, но уже без сложных готических украшений. Так что от первоначального замысла остался только этот фасад. Здание, правда, все равно производит впечатление и неплохо гармонирует с «парадным» фасадом.

Оно было достроено в 1926 году, а к 1928 году сюда стали переводиться производственные предприятия, занимающиеся изготовлением электроламп. Предприятию было присвоено название «Электрозавод», позднее – МЭЛЗ. Сейчас, судя по вывеске, опять Электрозавод. Здание достаточно запущено, и там располагается уйма мелких фирм и фирмочек, а к комплексу Электрозавода относится множество построек самых разных эпох и архитектур.

Дом третий – модерн плюс сталинский ампир

Напомним, что в начале 20 века эти места были бедной рабочей окраиной Москвы под названием Хапиловка (по имени речки). В феврале 1901 года городская дума постановила построить 10 «народных театров» на окраинах города. Один из них было решено создать как раз в этих местах – на Введенской площади. Церковники были против (рядом храм), тогда местные фабриканты составили петицию в защиту немедленного строительства: «Город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».

В 1903 году народный дом был все-таки построен, и вскоре поставили первый спектакль. Введенский народный дом был единственным муниципальным народным домом в Москве до 1914 года, а его бессменным попечителем был А.А. Бахрушин.

После революции 1917 года народный дом продолжал работать как «рабочий дворец». В 1947 году сюда был перенесен Театр имени Моссовета (площадь стала площадью Журавлева). Для новых постояльцев старое здание было преобразовано в стиле позднего сталинского ампира. Новое здание использует старые фундамент, несущие стены и основу планировки 1903 года. Но совсем на него не похоже.

На новом месте театр Моссовета потерял старых зрителей и в итоге в 1959 переехал обратно в центр. Здание было передано  Телевизионному театру, в котором проходили соревнования команд КВН, а затем – Дворцу культуры МЭЛЗ. Пик славы ДК МЭЛЗ пришелся на 1988 год, когда здесь была премьера фильма «АССА» с выступлениями всех звезд русского рока. Когда выступал Виктор Цой, говорят, очередь страждущих лишнего билета тянулась от метро. В 2009 году ДК МЭЛЗ был переименован в «Дворец на Яузе».

Вот такая разная и причудливая судьба трех зданий, стоящих буквально на одном пятачке и выстроенных примерно в одну эпоху. Два других здания – это другие эпохи, расположены они чуть дальше – в нескольких сотнях метров от «пятачка».

Дом четвертый – «лужковская» архитектура

Жилой комплекс «Солнечная арка», в котором высота арки составляет 11 этажей, на берегу Яузы был сдан в эксплуатацию в конце 2009 года. Создан он в архитектурной мастерской Сергея Ткаченко, известной помпезными проекрами конца 20-начала 21 веков. Если не спорить о вкусах, то здание очевидно нетривиальное.

Дом пятый – древнерусское зодчество

Церковь Покрова в Рубцове, нарядная и очень красивая, украшенная рядами декоративных кокошников, всем своим видом демонстрировала свою древность и свое непростое происхождение. Когда-то здесь, на берегу Яузы, стоял загородный царский дворец первого Романова – Михаила Федоровича. Здесь были царские хоромы, конюшни, кухни, пчелиные ульи, пивоварни, пруд с рыбой. А в 1619 году в память об избавленияи Москвы от войск польского королевича Владислава заложен каменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный к 1626 году. В 18 веке дворец перестроила принцесса Елизавета Петровна, будущая императрица, которая жила здесь, был заложен парк и построен новый каменный дворец. А в конце 18 века село Покровское вошло в черту Москвы. Все постройки постепенно были разрушены. И осталось только белокаменное чудо посреди обычного московского района.

По материалам moscow-i-ya.livejournal.com.

Обсуждения и отзывыЭлектрозаводская: пять домов – пять историй

Комментариев пока нет. Будьте первым