подборки29 января 2016 г. в 15:49

Чесменская церковь в районе метро «Московская» в Петербурге – один из самых удивительных памятников Екатерининского времени, положивший основу развития неоготической архитектуры в нашей стране. Памятник довольно известный и изученный. Но немногие знают, что у Чесменской церкви была не одна, а даже несколько точных копий в русских дворянских имениях. Подробнее – в материале автора проекта «Готика в России», члена Ассоциации свободных гидов Артёма Нойера.

По преданию, известие о разгроме в Эгейском море турецкого флота русской эскадрой адмирала Г. А. Спиридова в Чесменском сражении – ключевой морской баталии первой Русско-турецкой войны (1768-1774) – застало Екатерину II в пути на Московском шоссе. Считается, что именно на том самом месте, в окрестностях Петербурга, велением императрицы были заложены Чесменский дворец (1774-1777) и храм во имя Святого Иоанна Предтечи (1777-1778). Оба здания были возведены по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. Храм был заложен в присутствии короля шведского Густава ΙΙΙ под именем графа Готландского, а на его освящении в 1780 г. под псевдонимом графа Фалькенштейна присутствовал римский император Иосиф ΙΙ. Изящная церковь, также именуемая Чесменской, с броскими тонкими пилястрами является одним из первых образцов так называемой псевдоготики в России. 

Практически точная копия Чесменской церкви – Преображенская – была возведена в 1790 г. по заказу оперного певца, дворянина М. Ф. Полторацкого, в его имении в с. Красном Старицкого уезда Тверской губернии. Авторство проекта, разумеется, приписывают Фельтену, но этот факт не находит подтверждения. Храмы отличались внутренним убранством и деталями декора фасадов. Так, аллегорические статуи Веры и Надежды над пилонами входного портала оригинала уступили место двум ангелам: с крестом в руках, и его противоположностью – трубой, символом Апокалипсиса. Да, и сами проемы Преображенской церкви более заостренные. Ну а среди знаменитостей, гостивших в Красном – А. С. Пушкин (1827). Архитектура русской провинции поистине удивительна своими неожиданными открытиями. О церкви в с. Красном известно достаточно хорошо, но немногие знают еще об одной, более ранней копии. 

Никольский храм (1781-1784) был возведен в с. Посадниково Псковской губернии в усадьбе А. Д. Ланского. Будучи фаворитом Екатерины II, он присутствовал на закладке Чесменской церкви. Не исключено, что строительство производилось при участии все того же Фельтена – известно, что 1782-1784 гг. он занимался перестройкой дома Ланского в Петербурге. Примечательно, что Никольская церковь имела отдельно стоящую колокольню (1789), тогда как в Чесменской и Преображенской небольшие колокола помещены в башенках на кровле. 

Иконы для храма, написанные по католическому образцу, были заказаны у итальянских мастеров. С необычно пышным для глубинки храмом связана легенда, что Посадниково якобы должно было получить статус уездного города. Храм предназначался для торжественных служб, но после внезапной смерти Ланского в 1784 г., когда еще продолжались отделочные работы, использовался все реже – обычно лишь дважды в год. К концу XIX в. прихожане неоднократно выступали с инициативой разобрать уже обветшавший, разрушающийся храм. Императорская Археологическая комиссия признала уникальность памятника. Однако благодаря местным крестьянам, таскавшим кирпич и устроившим в башенках пчелиные улья, церковь окончательно пришла в упадок и была разобрана в 1920 гг. Сродни многим усадебным архитектурным фантазиям екатерининских вельмож, Никольский храм оказался «декорацией на час». 

ОбсужденияЛегенды Чесменской церкви и ее неизвестные копии
Комментариев пока нет. Будьте первым