подборки15 октября 2015 г. в 09:28

Вспомнить вместе с детьми историю коварного похищения Европы, полюбоваться голландскими натюрмортами и узнать, что такое кермесса и зачем картины переводят с дерева на холст – все это в залах старых мастеров Пушкинского музея. Коллекция произведений старых мастеров (то есть художников, работавших до начала XVIII века) в Пушкинском музее – одна из наиболее интересных в России. Мы выбрали десять шедевров, которые сделают совместный поход с детьми в музей увлекательным и полезным. 

Сандро Боттичелли «Благовещение»

В самом начале вашего похода в музей с ребенком стоит объяснить, что многие живописцы далекого прошлого писали картины на религиозные темы. Благовещение – один из самых известных и любимых художниками евангельских сюжетов. Расскажите ребятам историю о том, как к добродетельной девушке Марии спустился с небес ангел и сказал, что она вскоре родит сына, который станет великим и будет назван сыном Господа Бога. Несмотря на то, что изображения Девы Марии и ангела, несущего благую весть, объединены одним названием, они не являются единой сценой. По замыслу одного из самых прославленных итальянских живописцев второй половины XV- начала XVI века Сандро Боттичелли – это две створки небольшого переносного алтаря, центральная часть которого утрачена.

Аньоло Бронзино «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова)»

Невероятно красивая, изысканная, нежная работа Аньоло Бронзино, на которой изображена Дева Мария, Иосиф, Иисус Христос и Иоанн Креститель. Художник написал ее почти 500 лет назад и за прошедшие века она довольно сильно изменилась. Изначально картина была написана на доске и только в XIX веке переведена с дерева на холст. Довольно странно звучит, да? На самом деле эта сложная технология известна давно – нередко дерево, на котором писали художники, начинало разрушаться и тогда возникала необходимость во вмешательстве реставраторов.

Как это происходит? На поверхность картины наклеивают несколько рядов бумаги, а поверх – холст. Таким образом краску фиксируют, не позволяя сдвинуться с места во время дальнейших процедур. Затем доску состругивают, снимают специальным раствором грунт, на котором писал художник – так, что остается только красочный слой и можно увидеть картину как будто с изнанки. При этом нередко открываются интересные подробности – время от времени художники в ходе работы меняют замысел: так, Бронзино изначально по-другому расположил руки младенца Христа и ноги Мадонны. Затем на красочный слой накладывается новый грунт, несколько слоев клея и новый холст. После того как холст высыхает, остается только отмыть бумагу с лицевой стороны картины. Такую операцию пришлось пережить и картине Аньоло Бронзино.

Якоб Йорданс «Одиссей в пещере Полифема»

Сюжет картины знаменитого живописца XVII века Якоба Йорданса, работами которого восхищался сам Рубенс, позаимствован из «Одиссеи» Гомера. Скорее всего, ваши юные спутники уже слышали историю о Троянской войне и о деревянном коне, с помощью которого был взят неприступный город. Согласно легенде, именно Одиссей придумал построить троянского коня. После войны, возвращаясь на родной остров Итака, Одиссей вместе со спутниками попал на остров циклопов – свирепых одноглазых великанов. Волею судьбы они оказались в плену у безжалостного и злобного циклопа по имени Полифем, который убил нескольких товарищей Одиссея и съел их. Однажды ночью, дождавшись пока великан уснет, пленники взяли длинное острое бревно, обожгли его на костре и вонзили в глаз циклопу. Ослепший Полифем позвал на помощь других циклопов, но не смог объяснить им, что приключилось. Утром Одиссей с товарищами сбежал с острова, уведя с собой стадо Полифема – именно этот момент и изображен на картине Йорданса. Поскольку циклоп ничего не видел и мог следить за стадом лишь на ощупь, Одиссей со спутниками спрятались под животами овец и баранов и направили их к своему кораблю. 

Рембрандт Харменс ван Рейн «Неверие апостола Фомы»

Рембрандт по праву считается одним из наиболее выдающихся живописцев за всю историю искусства, поэтому, рассказывая об этой работе, постарайтесь как можно чаще повторять его имя, чтобы ваши юные спутники запомнили его.

Скорее всего, дети уже слышали крылатое выражение «Фома неверующий», но могут не знать, как оно появилось. Расскажите им библейскую историю об одном из учеников Иисуса Христа, который не поверил в то, что его учитель воскрес и во что бы то ни стало хотел рассмотреть и даже пощупать его раны. В Евангелии написано, что Иисус обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим...».

Именно эту сцену изобразил Рембрандт. Рассматривая картину, обратите внимание ребят на то, как художник мастерски работает со светом и тенью: свет выявляет главное событие, оттеняет позы персонажей и мимику их лиц.

Иоахим Бекелар «На рынке»

Иоахим Бекелар жил в Голландии в XVI веке. Как и многие старые мастера, он обращался и к религиозным, и к мифологическим темам, но больше всего его интересовало жанровое искусство: его бытовые сценки из жизни простых людей пользовались заслуженной славой. Такова и работа «На рынке», героями которой стали торговцы. Картина довольно большая, герои ее выглядят значительными.

Рассматривая картину, поинтересуйтесь у ребят, что написано более тщательно – фигуры крестьян или же то, что они продают? Иными словами, что больше интересует художника: взаимоотношения героев картины или элементы натюрморта? Расскажите, что в XVI-XVII веках в Европе были популярны так называемые рыночные, или кухонные, натюрморты, настоящим мастером которых был признан Франс Снейдерс. 

Карел Питерс Фабрициус «Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии»

Голландский художник Карел Фабрициус был учеником Рембрандта, причем считался одним из самых талантливых. Сегодня известно лишь 17 его картин, и одна из них хранится в Пушкинском музее.

Молодая женщина прилегла на берегу водоема, рядом брошен соломенный зонт… Казалось бы, ничего необычного в этой работе нет, но на самом деле – это иллюстрация одного из древнегреческих мифов. Женщина, изображенная на картине – богиня Гера, жена Зевса-громовержца. 

Когда Зевс вступил в борьбу со своим отцом Кроносом за власть над миром, Гера спряталась у титана по имени Океан и его жены Тефии – именно этот момент и запечатлел художник. Одержав победу, Зевс забрал Геру с собой на Олимп, а благодарная богиня считала Океана и Тефию своими вторыми родителями и нередко мирила супругов, которые то и дело ссорились в своем дворце, расположенном на самом краю света.

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

Художник Франс Снейдерс, живший в конце XVI- первой половине XVII века, стал известен благодаря своим натюрмортам с изображением размещенных на столах фруктов, цветов, овощей и дичи. На его картинах прилавки торговцев ломятся от изобилия, художник тщательно передает форму, фактуру и цвет предметов. Интересно, что фигуры людей не особенно удавались художнику, поэтому нередко ему помогали другие живописцы, так что некоторые работы Снейдерса являются результатом коллективного творчества.

Обратите внимание, что, несмотря на безусловную реалистичность изображенных на натюрморте Снейдерса предметов, сама композиция картины выглядит несколько неестественной – чрезмерно пышной и декоративной, постановочной и какой-то неживой. 

Хендрик Барентс Аверкамп (Немой из Кампена) «Катание на коньках»

Голландский живописец Хендрик Аверкамп был глухонемым от рождения, но особенно чутко воспринимал то, что открывалось его взору, подмечая малейшие детали. Это в полной мере можно увидеть на его картине «Катание на коньках».

В одной работе художник объединяет несколько сюжетов: катаются на коньках мальчишки, кавалер поправляет конек своей спутнице, рядом на льду играют в мяч, крестьяне едут по своим делам на санях, кто-то прогуливается с собакой, кто-то ловит рыбу, за порядком зорко наблюдает вооруженный стражник. Сравнительно небольшая картина вмещает целый мир, становясь своеобразным окном, через которое мы можем посмотреть на жизнь людей XVII века. 

Давид II Тенирс «Кермесса»

Давайте-ка сначала разберемся, кто такие фламандцы. Так называют жителей Фландрии – исторической области, границы которой проходили по территории современных Франции, Бельгии и Нидерландов. 

Так вот, на картине Тенирса явно изображен какой-то праздник: люди закусывают, веселятся, танцуют. Лишь только странное для нашего уха название – «Кермесса» – наверняка вызовет вопрос ваших юных спутников. Ответ достаточно прост: кермессами назывались крестьянские праздники, во время которых устраивались ярмарки, карнавалы, народные гулянья, а часть заработанных денег было принято отдавать на благотворительность.

Клод Лоррен (Клод Желле) «Похищение Европы»

Сюжетом картины французского художника Клода Лоррена стал древнегреческий миф. У царя по имени Агенор было три сына и прекрасная дочь, которую звали Европа. Как-то раз отправилась она вместе с подругами на прогулку к морскому берегу, где ее увидел бог Зевс. Европа настолько ему понравилась, что он решил похитить ее, превратившись в быка со сверкающей, как золото, шерстью. На лбу у него горело серебряное пятно, подобно сиянию луны, а золотые рога были изогнуты, как молодой месяц. Необыкновенной красоты бык подошел к девушкам, которые стали ласково гладить его. Бык лег у ног Европы, как бы прося ее сесть на него. Но как только девушка оказалась на широкой спине быка, он резко вскочил и помчался к морю. Бросившись в воду, он поплыл вдаль от берега и увез Европу на остров Крит, где у них родились три могучих сына. Древние греки считали, что в знак любви к Европе Зевс поместил на небо божественного быка – созвездие Тельца.

Информация предоставлена нашим партнером – сайтом «Культура Москвы».

Источник фото на аватаре: cult.mos.ru

Обсуждения10 шедевров старых мастеров, которые нужно показать детям
Комментариев пока нет. Будьте первым