подборки1 сентября 2015 г. в 15:36

В ММОМА на Петровке проходит выставка, приуроченная к его 15-летию, – «Музей с предсказаниями». Хороший повод познакомить детей с непростым и не всегда понятным миром современного искусства на примере хрестоматийных произведений. Поход в Московский музей современного искусства вместе с детьми – интереснейший опыт для родителей. Доступно рассказать детям о современном искусстве – задача не из простых, тем более что сами художники (или кураторы) дают весьма туманные пояснения, используя к тому же довольно специфический профессиональный язык. Но тем интереснее задача, которую предстоит решить, чтобы сделать ваш совместный поход незабываемым. Предлагаем вашему вниманию 10 экспонатов, которые нужно показать детям, чтобы объяснить им, что значит современное искусство.

Арман «Венера побережья», 1990-1994

Выставка «Музей с предсказаниями», подготовленная к 15-летию музея, показывает лучшие работы из его коллекции. В первом же зале внимание привлекает скульптура «Венера побережья» французско-американского художника Армана. Детская реакция на эту работу ожидаемо непосредственна: у юных зрителей возникает вопрос, зачем художник распилил скульптуру, а затем как-то странно соединил ее части? Можно рассказать, что изначально Арман занимался классическим искусством, но в какой-то момент ему показалось скучным повторять то, чем занимались многие поколения художников до него. Желая придумать что-то совершенно новое, совершить прорыв в искусстве, он начал экспериментировать и придумал так называемые «колерс» (coleres) – художественные акции, при которых объекты разбивались, разрезались, а также взрывались динамитом. То, что получалось в результате этих разрушительных действий, он и показывал в выставочных залах. Это было достаточно давно – в начале 1960-х годов, и на тот момент казалось по-настоящему революционным. По крайней мере, публика была впечатлена, а художник стал известен. Именно этого он и добивался. 

Владимир Логутов The Useless («Ненужные»), 2006-2007

Следующий зал целиком занят видеоинсталляцией Владимира Логутова The Useless: на трех огромных экранах беспрерывно воспроизводятся короткие видеоролики, герои которых совершают различные движения, одни – в режиме реального времени, другие – несколько замедленно. Стоит объяснить ребятам, что, в отличие от привычных и понятных художественных или анимационных фильмов, продолжительных по времени и имеющих понятный сюжет, видеоарт – это своеобразные «ожившие картины». Чтобы выразить свою мысль, художнику недостаточно статичного, неподвижного пространства. Рассматривая работу Владимира Логутова, кто-то увидит лишь подпрыгивающих и зависающих в воздухе людей, кто-то задумается о различной скорости течения времени. Возможно, ваши юные спутники придумают свою концепцию, которая, как показывает опыт, может оказаться весьма интересной.

Давид Бурлюк «Революция», 1917

Коллаж Давида Бурлюка «Революция» – прекрасный пример того, как различные техники сочетаются в одном художественном произведении. Но перед тем как начать разговор об этой работе, поинтересуйтесь у детей, что такое, по их мнению, революция? Интересно, что сегодняшние младшеклассники зачастую говорят в первую очередь о радикальных технических, научных, но отнюдь не политических изменениях. Тогда придется напомнить им о событиях 1917 года и рассказать, что в этом произведении художник пытался выразить свои переживания, вызванные Октябрьской революцией. Для этого ему показалось важным не только написать картину масляными красками, но и добавить различные металлические предметы – шайбы, трубки. Попробуйте вместе пофантазировать, что можно было бы использовать, чтобы сделать коллаж на тему каникул, лета, сиюминутного настроения. 

Лев Повзнер «Палата №6», 2003

Картина Льва Повзнера у юных зрителей, как правило, вызывает оторопь – не совсем понятно, что изображено: жанровая сцена, действие которой происходит в больничной палате, или же несколько жутковатый двойной портрет? Две реальности смешиваются, и это может даже напугать, особенно если уточнить, что название картины отсылает к одноименной повести Антона Чехова, действие которой происходит в палате для душевнобольных. Можно рассказать ребятам, что такие картины-«обманки» придумал еще 500 лет тому назад художник, которого звали Джузеппе Арчимбольдо – достаточно было перевернуть его натюрморт, чтобы перед зрителями появлялся портрет. 

Александр Соколов «Большое кольцо царя Соломона», 2000

Рассказывая о скульптуре Александра Соколова, важно обратиться к известной легенде о древнем мудром правителе, который, желая побороть раздиравшие его страсти, обратился за советом к мудрецу. Мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: «Это пройдет». Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей». Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот, еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел выбросить его, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет». Современные художники нередко обращаются к легендам и мифам, по-своему пересказывая их. Работа Александра Соколова – яркий пример подобного «пересказа». 

Автор: Армен Апресян. Материал предоставлен нашим партнером – порталом «Культура Москвы», продолжение читайте на их сайте.

Обсуждения и отзывы10 экспонатов, которые нужно показать детям в Московском музее современного искусства

Комментариев пока нет. Будьте первым