подборки1 сентября 2015 г. в 14:54

В новом театральном сезоне поклонников балета и современного танца ждет немало интересного – обновленная классика, балет для детей, гастроли прославленной немецкой труппы и оригинальные фестивальные постановки.

Столичные премьеры

Вечер балетов Фредерика Аштона

В новой программе Музыкального театра три одноактных балета классика британской хореографии – «Рапсодия», «Вальс», «Маргарита и Арман». Фредерик Аштон, не поддаваясь на увлечения ХХ века, работал, как правило, с языком классического танца. Десятки его спектаклей через движение обнажают английский национальный характер: тончайшая ирония, искусно скрытая под невозмутимым изяществом. В «Рапсодии», где хореограф опирается на Рахманинова, виртуозность бессюжетного танца рождена из парафраз композитора на музыку Паганини. Искрометный «Вальс» навеян Равелем, его одноименной симфонической поэмой в честь классических венских вальсов. Аштон использовал «фантастическое и фатальное кружение», которое броско живописал композитор. Балет «Маргарита и Арман» уже несколько лет в афише театра – красивая мелодрама по мотивам «Дамы с камелиями» столь же известна балетоманам, как меломанам ее оперная сестра «Травиата».

Возрастное ограничение: 12+ 
30 и 31 октября 
Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко 
Билеты: 2000-10000 рублей 

Вечер памяти Майи Плисецкой

Майя Михайловна Плисецкая этой осенью должна была отмечать юбилей. Конечно, и в Большом театре тоже. На сцене ее театрального дома, где гениальная балерина станцевала множество хватающих за душу партий, уже шла подготовка к юбилейному вечеру, Плисецкая, с ее неугомонным характером, принимала в этом деятельное участие. Но случилась непоправимая беда – Майи Михайловны не стало. Большой театр принял решение проводить вечер как мемориальный, не отклоняясь от программы, согласованной с Плисецкой. Как сказал директор театра Владимир Урин, ее помянут «пышно и ярко». На вечере будут показаны вариации и балеты из репертуара Плисецкой, в частности «Болеро» и «Кармен-сюита». Кроме ведущих солистов Большого, станцуют именитые гостьи – Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и Наталья Осипова. Обещан приезд Балета Лозанны – ведь звезда Плисецкой светила всему миру. 

Возрастное ограничение: 12+ 
20 и 21 ноября 
Историческая сцена Большого театра 
Билеты: 1500-15000 рублей (поступят в продажу 12 сентября) 

«Дон Кихот»

Шедевр хореографа Александра Горского, сочиненный в 1990 году, считается самым московским балетом афиши Большого театра. Во время реконструкции Исторического здания «Дон Кихот», как и другие спектакли, временно «сослали» на Новую сцену. Но балет по мотивам романа Сервантеса, с его комической интригой и солнечным испанским темпераментом, так популярен у публики, что в театре решили вернуть постановку обратно, в старый зал, где мест гораздо больше. Это не просто переезд из одного здания в другое. Как объявил Большой, спектакль ждет капитальное возобновление. Алексей Фадеечев, постановщик последней сценической версии балета, намерен придать спектаклю новую динамику. Будут «почищены» мизансцены, заново отполированы танцы, введены новые исполнители. Балет оденется в новую сценографию, созданную художником Валерием Левенталем. 

Возрастное ограничение: 6+ 
2 февраля 
Историческая сцена Большого театра 
Билеты поступят в продажу в ноябре 

«Дюймовочка»

В столице появится еще один детский, точнее, семейный балет – его предлагает труппа «Балета Москва». Сказку Андерсена расскажут с помощью современного танца. Молодые хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев уверены, что такой танец вполне по силам детскому воображению, да и музыка «Времен года» Чайковского поможет сориентироваться. Аранжировку для струнного квартета и фортепиано в живом исполнении готовят солисты оркестра «Виртуозы Москвы». Танцующая Дюймовочка будет путешествовать по разным мирам, как Алиса в Стране чудес, с помощью видеоарта и мультипликации. В финале крошечная героиня обретает крылья, друзей и дом, а ее альтер-эго – настоящая одинокая девочка – находит приятеля в живой игрушке – гигантском медведе. Зрители увидят костюмы-трансформеры и танец босиком, на пуантах и в ластах. 

Возрастное ограничение: 6+ 
30 и 31 января 
Театр «Балет Москва» на сцене Культурного центра ЗИЛ 
Билеты: 500-1000 рублей (поступят в продажу 1 ноября) 

Гастроли

«Ромео и Джульетта»

Спектакль прославленного Гамбургского балета и не менее известного хореографа Джона Ноймайера, который возглавляет немецкую труппу много десятилетий. Шекспировские пьесы – источник вдохновения Ноймайера, который, один из немногих в наши дни, ставит полнометражные сюжетные балеты. «Я понял, что Шекспир может существовать и вне слов. Его пьесы написаны о чем-то, что лежит над словами. Это делает его величайшим автором не только пьес, но и балетов», – говорит хореограф. История о веронских любовниках «экранизирована» в 1971 году. Ранний ноймайеровский спектакль на музыку Прокофьева и сегодня поражает психологической достоверностью и изобретательной театральностью. Персонажи словно играют в «театр любви и судьбы», который становится их жизнью: труппа комедиантов показывает для жителей Вероны пьесу о несчастной любви, Меркуцио насмешливо примеряет маску смерти, а Джульетте являются призраки Тибальда и Ромео. 

Возрастное ограничение: 12+ 
23 и 24 января 
Гамбургский балет на Исторической сцене Большого театра 
Билеты поступят в продажу в октябре 

Фестивальные показы

«Оцепенение»

Спектакль в рамках мультидисциплинарного фестиваля современного искусства «Суперновая», который проходит в нескольких городах России. «Оцепенение» придумано в танцевальном кооперативе «Айседорино горе» (в честь Айседоры Дункан, первопроходца неклассического танца в начале ХХ века). Создатели Александра Портянникова и Дарья Плохова – выпускницы Хореографической академии имени Вагановой, танцовщицы с классическим балетным образованием. Они не на шутку увлеклись современной пластикой в ее неожиданных контекстах, привязывая авторские перформансы к «нетеатральным» местам, от городских тротуаров до интерьеров в домах культуры. В «Оцепенении» затронута серьезная проблема – взаимодействие городской толпы с людьми, ограниченными в здоровье. Танцовщицы выйдут на улицу, наденут протезы на разные части тела и попробуют танцевать. Движения «оцепеневшего» тела, по замыслу, должны войти в резонанс (или в диссонанс, кто знает?) со спонтанной реакцией зрителей и прохожих. В акции паблик-арта будут участвовать специально приглашенные и прошедшие курс репетиций «не артисты» – люди с ограниченными возможностями. 

Возрастное ограничение: 16+ 
Лаборатория исследования движения, ограниченного внешними обстоятельствами – 26 и 27 сентября и 3 и 4 октября (необходимо заполнить анкету участника на сайте
Культурный центр ЗИЛ 
Перформативные интервенции – 16, 23, 30 сентября и 3 октября в 18:30 
Театральная площадь 
Перформанс «Оцепенение», финальные показы – 5 и 6 ноября 
Центральный дом художника 
Бесплатно 

«Сейчас» / Now

Международный фестиваль DanceInversion в этом году проходит на четырех площадках города и, как всегда, знакомит с лучшими мировыми постановками, большинство из которых – новые работы. В числе предложений – спектакль из Южной Африки на тему Кармен, французский хип-хоп и чешский конгломерат танца и цирка. Самые заметные события афиши – «Сейчас» / Now, парижский спектакль Каролин Карлсон и «Милонга» Сиди Ларби Шеркауи. Карлсон, интеллектуальная американка, ставшая французским хореографом, с помощью танца конструирует и исследует мир «человека-матрешки» с его пластами бытия – личным сознанием, природой, внешним социумом вокруг нас и безмерным космосом, который вбирает в себя все и всех. Название балета для семи танцовщиков отражает чарующую изменчивость жизни, искусный сценический свет модулирует «мистическое пространство», а колкие па современного западного танца сочетаются с приемами цигун, тайчи и восточными боевыми искусствами. 

Возрастное ограничение: 16+ 
22 и 23 сентября 
Национальный театр Шайо и Компания Каролин Карлсон на Новой сцене Большого театра 
Билеты: 100-2500 рублей 

«Милонга»

Еще один спектакль фестиваля DanceInversion. В «Милонге» воспевается аргентинское танго (само слово «милонга» обозначает танго-вечеринку) – неповторимый сплав физического контакта и точного расчета. Постановщик, бельгиец Сиди Ларби Шеркауи, очарован томной энергетикой танца и не скрывает этого. К аргентинским танцовщикам и музыкантам (десять «тангерос» из Буэнос-Айреса и танго-оркестр из пяти участников) он добавил двух собственных артистов, специалистов по свободному владению телом. И создал зрелище, в котором непринужденная сексуальность соседствует с непосредственным переживанием музыки – и традиционной аргентинской, и современной, написанной специально для балета. 

Возрастное ограничение: 16+ 
23 и 24 ноября 
Театр Сэдлерс Уэллс на Новой сцене Большого театра 
Билеты: 100-2500 рублей

«Сфумато»

Октябрьский театральный фестиваль «Территория», чей постоянный девиз – учиться неизведанному, предлагает несколько движенческих проектов. Танцевальную программу откроет спектакль «Сфумато» в постановке арабо-французского хореографа Рашида Урамдана. Используя термин Леонардо да Винчи (означающий живописную дымку на картине), автор создает особое, изменчивое пространство. Тела одетых в серое артистов обретают зыбкие, плавающие контуры. Резко меняя темпы, танцовщики действуют то в тающем тумане, то под дождичком, образующим в конце концов маленькое озеро. Урамдан закладывает в балет важные экологические смыслы, которые нужно увидеть за мистической ирреальной картинкой. 

Возрастное ограничение: 18+ 
2 и 3 октября в 20:00 
Компания L'A / Рашид Урамдан на сцене Театра наций 
Билеты: 200–4000 руб.

«Удерживая время»

В программе «Территории» – и совместный проект Урамдана и «Балета Москва». Это российская премьера спектакля, первый показ которого прошел совсем недавно, на летнем балетном фестивале в Монпелье. Создатель анонсирует свое творение как рассказ о «дуалистической природе времени» – вечности и мгновенья, миража и реальности. Мужское соло дрожащего человека сменяется массовым танцем, сплетенные тела и руки танцовщиков – метафора напрасной попытки удержать время, которое, конечно, тут же «выскальзывает». Спектакль словно собран из ритмически повторяющихся движений, музыкальных и пластических. А выражение «поток времени» постановщик проиллюстрирует почти буквально: танцующая масса создает пластический напор, которому в иные моменты, кажется, нет преград. 

Возрастное ограничение: 18+ 
5 и 6 октября в 20:00 
Компания L'A / Рашид Урамдан и театр «Балет Москва» на сцене Центра имени Всеволода Мейерхольда 
Билеты: 900-1800 рублей

Автор: Майя Крылова. Материал предоставлен нашим партнером – порталом «Культура Москвы».

ОбсужденияХореографические премьеры сезона
Комментариев пока нет. Будьте первым