подборки20 января 2015 г. в 13:31

Наша редакция озадачилась тем, как показывают фильмы в кинотеатрах и, если вам интересно узнать о всех нюансах работы киномеханика из первых уст, посетить киноаппаратную вместе с нами и увидеть своими глазами, как появляется магия кино – предлагаем к прочтению этот материал. Мы побеседовали с киномехаником кинотеатра «Радуга» и выяснили, что происходит «за кулисами» кинотеатра. Сейчас, в эпоху роботов, инноваций и автоматизации, нововведений не удается избежать и кинотеатрам. Цифровое кино вытесняет пленочное, будучи более функциональным и дешевым в транспортировке и эксплуатации. Кинотеатру «Радуга» в минувшем году исполнилось 45 лет и на его примере можно увидеть эволюцию мастерства кинопоказа.

Начнем с того, кто выбирает, какие фильмы будут показывать нам в этом месяце или сезоне. Директор кинотеатра посещает специализированный кинорынок в Москве, Сочи или Санкт-Петербурге, где собираются все российские кинопрокатчики, а также их представители с зарубежья. Как правило, для показа выбираются разрекламированные фильмы, либо потенциальные бестселлеры – экранизации, дилогии, трилогии. Ведь в конечном счете успех фильма определяет выручку самого кинотеатра. Затем выбирается схема сотрудничества между кинопрокатчиком и кинотеатром. Первый вариант – оплата авансом определенной суммы, второй вариант – кинопрокатчик получает до 50% от суммы проданных билетов.  

Как же фильм попадает в кинотеатры? Цифровое кино присылают на жестком диске, зашифрованные данные с которого считываются специальным сервером и передаются на цифровой кинопроектор по защищенному каналу, исключающему копирование даже персоналом, непосредственно обслуживающим киноустановку, либо же копия скачивается при помощи спутниковой связи на сервер временного хранения.

Перед показом фильма кинотеатр получает лицензию на прокат, к тому же каждый файл фильма снабжается цифровым ключом, который действителен только определенный период времени – обычно это не более месяца. По истечении этого срока файл превращается в пустышку – его невозможно открыть. Многие специалисты предрекают полное вытеснение пленочного формата и в дальнейшем использование только цифрового. Однако в современных фильмах может использоваться комбинированная технология – часть фильма снимается на цифровую камеру, часть – на пленочную, а потом сканируется. Делается это в связи с более высокой разрешающей способностью широкоформатной пленки, что позволяет достичь еще более красивой «картинки» на экране.

Современные фильмы имеют формат JPEG 2000 и высокое разрешение в зависимости от типа стандарта – кэшетированный либо широкоэкранный – от 1998x1080 пикселей до 4096x1716 пикселей, поэтому для хранения кинокартин требуется много свободного места на жестком диске. Например, «Аватар» «весил» 500 Гб, а «Хоббит» – 320 Гб. Для сравнения: длина пленки фильма «Властелин колец: Братство кольца», вышедшего в 2001 году, до широкого распространения цифрового кино, была почти 3 км! Это несколько бобин с намотанной пленкой, соответственно для их хранения требуется уже не виртуальное, а реальное физическое пространство. К тому же пленка подлежит износу и рассчитана на определенное количество кинопоказов, а в случае с цифровым форматом ограничений нет, что составляет определенное преимущество.

Кинооборудование довольно дорогое – один только цифровой проектор стоит от 2 до 10 млн рублей. Также в кинопоказе задействованы сервер, усилители звука, источник бесперебойного питания, который используется в случае непредвиденного отключения электричества, коммутатор. Сам экран в кинотеатре «Радуга» является самым большим в Черноземье, а некоторое время назад был самым большим в России. Его размер составляет 20х10 м. В киноаппаратной установлена система кондиционирования во избежание перегрева оборудования. Ведь «рабочая» температура внутри проектора – 300 градусов по Цельсию. 

Киномеханик несет ответственность за всю установленную аппаратуру, поэтому его обязанностью является не только кинопоказ, но и обслуживание оборудования. По указаниям кинопрокатчиков добавляются трейлеры и реклама. Все это и сам фильм представляет собой плейлист, который киномеханик запускает вручную. 

Рабочий день киномеханика начинается за полчаса до первого киносеанса – ведь нужно проверить и привести в действие все механизмы. Если на сеанс придет хотя бы один человек, то показ фильма состоится. Перед началом проката кинокартины устраивается предварительный ее просмотр – регулируется уровень звука и другие параметры. Когда на сеанс приходит большое количество людей, звук немного увеличивают. Иногда на кинопоказ приходят «тайные кинозрители» – это представители кинопрокатчика, которые контролируют количество пришедших зрителей на сеанс.

В основном обязанности киномеханика во время текущих сеансов фильма сведены к минимуму – все делает автоматика. Однако в случае возникновения внештатных ситуаций – поломки, зависание системы, отключение электричества нужно проявить все знания и сноровку. Киномехаником может стать любой человек со среднетехническим образованием, прошедший стажировку и сдавший квалификационный экзамен. 

Вот таким образом происходит кинопоказ. По другую сторону от кинозала оказаться было не менее интересно, чем просмотреть фильм.

Фото: Ася Герц.

ОбсужденияТрудовые будни киномеханика, или Как мы побывали «за кулисами» «Радуги»
Комментариев пока нет. Будьте первым