подборки2 января 2015 г. в 08:00

На театральном небосклоне Белгорода зажглась еще одна звездочка – спектакль «Три высокие женщины» по пьесе американского драматурга Эдварда Олби, поставленный любительским театром «Новая сцена-2». Театр показывает нам этот спектакль не первый и не последний раз, поскольку он пришелся по вкусу зрителям. Эдвард Олби является неоднократным лауреатом Пулитцеровской премии, одну из которых он получил за пьесу «Три высокие женщины». Произведение получило также ряд других наград, присуждаемых критиками-театроведами. Широкую известность также получила его пьеса «Кто боится Вирджинии Вульф». Даже если вы не заядлый театрал, наверняка вы хотя бы краем уха слышали об ее экранизации Майком Николсом с Элизабет Тейлор и Ричардом Бартонов в главных ролях.

Олби называют наиболее ярким представителем такого жанра, как театр абсурда. Однако пьеса «Три высокие женщины» представляет нам обыденные характеры и повседневные ситуации, с которыми может столкнуться каждый – посему с уверенностью можно назвать ее вполне подходящей и для массового зрителя. Вся бессмысленность современной жизни предстает перед нами в творчестве драматурга. Герои Олби – всегда одинокие, неспособные к взаимопониманию люди, использующие слабости друг друга как способ самоутвердиться. Данная пьеса является отчасти автобиографичной. В оригинале ее сюжет крутится вокруг трех женщин, а также одного мужчины – сына главной героини, который олицетворяет самого Олби, ушедшего из дома от приемных родителей. В интерпретации же «Новой сцены» игру живого актера-мужчины оригинально заменяет его муляж – одеяло с изображением супермена. 

Как обычно, в постановках белгородского экспериментального театра затрагиваются животрепещущие, насущные темы. Практически каждая женщина сможет увидеть свое отражение в каждой из героинь спектакля. Актерский состав немногочисленен: 92-летняя женщина – выжившая из ума старушка, роль которой исполняет Анастасия Оболенцева, 52-летняя женщина – ее сиделка, уставшая и потрепанная жизнью, роль которой досталась Наталье Гриценко и 26-летняя девушка-адвокат, она  полна  надежд и стремлений – в это амплуа вжилась Дарья Никифорова.   

Действие «Трех высоких женщин» происходит в обычном классе хореографии – нас окружают зеркала, незатейливый тюль на окнах и характерные для постсоветских пространств стены: вверху – побелка, внизу – масляная розовая краска. Ничто не влияет на восприятие зрителя, помимо происходящего перед ним спектакля. На «сцене» традиционно мало реквизита – несколько небольших обычных ламп, несколько флуоресцентных, два стула, несколько подушек, коврик и одеяло. Актрисы в процессе своих передвижений выходят за дверь, запрыгивают на подоконники и вскакивают на хореографические станки, которые красноречиво прогибаясь под их весом, вызывают небеспочвенные опасения за здоровье девушек. Такое минималистичное убранство мизансцен оставляет зрителю только один выбор – как можно более вжиться в спектакль, сопереживая героям в их убогой и натуралистичной реальности.   

Поначалу сюжет не совсем ясен. Обезумевшая властная старуха, требующая исполнения своих малейших прихотей, покорная пожилая сиделка возле нее и вздорная девчонка-адвокат устраивают на сцене безумную феерию, состоящую из сплошных претензий друг к другу и семейных неурядиц. Понемногу интрига рассеивается и публике дают понять, что все три женских сущности – это воплощения главной героини, только в разные периоды жизни. Выходки и характерные проявления актрис утрированы, подчеркивают абсурдность происходящего, но в то же время позволяют провести параллели с собственной жизнью. «Надо знать, что люди умирают с той самой минуты, как появились на свет. Я бы хотела, чтоб с детства все это знали – в шесть лет говорили бы, – я умру, и понимали, что это значит»,– говорит самая старшая из женщин. Таинство жизни и смерти перестает быть таким уж таинством – это всего лишь момент, малюсенькая точка на длинном отрезке пути. Закрыл глаза – тебе 26, открываешь – уже 52, через неуловимый миг – 92 и вскоре приходит время покидать этот мир. «Если бы все знали, что будет дальше, улицы были бы завалены трупами молодежи, кончающей жизнь самоубийством», – это очередная ядерная фразочка из монолога старухи. А ведь и правда! Каждый маленький мальчик желает стать президентом или космонавтом, девочка – знаменитой певицей или актрисой на худой конец. Однако жизнь – не сказка, как мы можем понять из пьесы Олби. Приходится мириться с суровой действительностью и распрощаться со своими мечтами. Нет и принцев на белом коне – выясняется, что у них «мораль вонючей крысы, но тебе придется жить с этим…и любить это, или делать вид, что любишь». 

Как правило, выбор режиссера Оксаны Погребняк пьес для постановки – это драматичные или трагичные сюжеты с крайне пессимистичным взглядом на мир, однако атмосферности у этих спектаклей не занимать, и ты сам как будто вселяешься в полубезумных героев и начинаешь смотреть на окружающую действительность их глазами. Хорошо, что эту маску можно примерить лишь на время, а затем снять. Потом ты с облегчением выходишь из зрительного зала, выдыхаешь и понимаешь, что все не так уж и плохо… 

Обсуждения и отзывы«Три высокие женщины» и скоротечность жизни

Комментариев пока нет. Будьте первым