подборки31 декабря 2014 г. в 00:07

Молодежный альтернативный театр «Новая сцена-2» представил вниманию зрителей спектакль по пьесе Юрия Клавдиева, российского драматурга, сценариста и музыканта. Творчество Юрия Клавдиева известно не только узкой группе театралов, но и широкому кругу зрителей и, может быть, знакомо вам по фильму «Все умрут, а я останусь», к которому он написал сценарий, а также по сериалу «Школа», где явился соавтором сценария. Клавдиев известен как ярый нонкомформист, однако его пьесы ставились в ведущих театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Герои его произведений – всегда бунтари, такие же неприспособленцы, как и он, люди, которые не могут спокойно закрывать глаза на происходящее в мире зло. Они воины, боящиеся не смерти, а забвения. Вообще, тема смерти весьма характерна для драматурга и красной нитью проходит через многие его произведения. Пьеса «Я, пулеметчик» – сама по себе очень незаурядная, была необычным образом обыграна в инсценировке руководителя «Новой сцены» – режиссера Оксаны Погребняк. 

Начнем с того, что место, где проходил спектакль – это вовсе не театральная сцена, а фойе ДК «Юбилейный», который находится практически в промышленной зоне нашего города. Трехэтажное здание построено еще в советские времена и все внутри также напоминает об ушедшей эпохе. Зрителей усаживают на несколько рядов стульев, и начинается она – театральная магия. Здесь нет присущих классическому театру мягких сидений, кулис, антрактов и сложных декораций, здесь есть только актер и ты, оставшиеся наедине. Никакого пафоса и притворства, ты проникаешься обстановкой вокруг и на ближайший час она становится второй реальностью. Герой говорит с тобой, ты пытаешься это понять и по-своему интерпретировать. Камерная атмосфера небольшого помещения создает большую вовлеченность в события и напряженность. 

«Я, пулеметчик» – это моноспектакль, причем главную роль – мелкого бандита, криминального персонажа, исполняет девушка (Наталья Гриценко). Тем не менее сразу же забываешь об этом, а видишь парня со сложной судьбой и нарочито небрежными манерами, постоянно встревающего в уличные передряги. Монолог из воспоминаний персонажа переплетается с событиями из жизни деда главного героя, воевавшего в Великой Отечественной Войне. Мы то переносимся в грязные провинциальные дворы, где на заниженных девятках ездят «четкие пацанчики», то вдруг оказываемся в окопе на фронте, где ведется перекрестная стрельба. В качестве музыкального сопровождения использованы композиции современных рок-музыкантов, а также в постановке мелькают кадры прошедших событий на Украине. Митинги, протесты, драки с полицией, сгоревший дом профсоюзов… А тут еще и две повести обычных людей, вынужденных воевать и выбравших для себя такую жизнь. Все это соединяется в полную боли и крови историю. Подкатывают слезы, ком в горле, ты сидишь и думаешь: «Зачем, боже мой, зачем?..» Полная бессмысленность войны, независимо с какой целью она ведется, предстает перед зрителем во всех подробностях.

 Режиссер Оксана Погребняк отчасти посвящает этот спектакль своему дедушке, ветерану  Второй Мировой Войны. Символично, что первая репетиция состоялась в день его похорон. Следует отметить, что в один из других пробных дней произошел пожар в Доме профсоюзов в Одессе, потрясший миллионы людей в России и Украине, поэтому кадры из этого ужасного события также вошли в постановку.

Реквизит спектакля, используемого на сцене, не богат – покрышки, стулья, прищепки, веревки… Однако каждый из них задействуется крайне нестандартным образом и способствует развитию сюжета. Несмотря на то, что монодрама не предусматривает резкое развитие событий, поминутно вздрагиваешь от постоянно меняющихся обстоятельств и эмоций героя. Он то лежит, скорчившись от боли и истекая кровью, то бесстрашно сражается с несчетным противником за честь и славу родины. Каждое его чувство передается зрителю, заставляя его переживать и проникнуться идеей о бесполезности войны. Невзирая на практически полное отсутствие декораций, режиссеру удалось воссоздать ужасающую военную, я бы даже сказала, враждебную атмосферу. Где люди приходятся друг другу не братьями и сестрами, а заклятыми врагами, готовыми перегрызть друг другу глотки в каждую удобную минуту. Где нет ни одного безопасного места, и шальная пуля может лишить тебя жизни раз и навсегда.

Неужели человек появляется в этом мире для того, чтобы воевать? Может ли он сам повлиять на этот выбор? Разве человеческая жизнь не должна быть превыше коммерческих интересов узких групп лиц? Почему люди не могут сосуществовать мирно? Такие, скорее риторические вопросы, возникают в голове после просмотра спектакля. В животном мире такое поведение было бы сильнейшей патологией – представители одного вида вместо того, чтобы оказывать друг другу помощь и поддержку, беспощадно истребляют, по сути, своих же. Следует осознавать, что все причины войн были навязаны извне и что ни один человек, будучи в здравом уме, не возжелает проводить несколько лет в боевых условиях, выпотрашивая внутренности сородичей. Если мы не можем наладить контакт даже с представителями своей нации по элементарным вопросам «Крым наш или не наш», какой вывод можно сделать о коммуникативных и интеллектуальных способностях? Оставим этот вопрос также без ответа. 

Обсуждения и отзывы про «Спектакль о настоящей войне»

Комментариев пока нет. Будьте первым