подборки21 октября 2014 г. в 09:15

Вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы совместить свою основную профессию с какой-нибудь еще? Например, поработать дворником-парикмахером или стеклодувом-скалолазом? Нет? А наша редакция решила на один день переквалифицироваться и попробовать себя в настоящем старинном искусстве ─ кузнечном деле. И не просто попробовать, а выяснить, каковы особенности этой профессии, и поковать самим. 

Все мы привыкли думать, что основные инструменты кузнеца ─ наковальня, печь и кувалда. Это далеко не так. Современные кузнецы используют в своем деле множество инструментов: сварочные аппараты, болгарку, молоты, клещи, ручники, кувалды и многое другое.

Директор кузницы «Вакула Мастер» (ул. Мичурина, 79) Александр Викторович Косов лично провел экскурсию по производственным цехам и рассказал обо всех тонкостях работы с металлом. Сам Александр признается, что пришел к кузнечному делу случайно. Все началось с работы разваливающегося цеха и пары кузнецов, а сегодня – это целое производство. 

Настоящие шедевры ручной художественной ковки создаются руками мастеров. Ворота, козырьки, навесы, балконы, беседки, мангалы, лестницы, даже предметы интерьера и декоративные фигуры можно увидеть в стенах кузницы.

По словам Александра, в качестве основного материала используют железо, которое закупают на металлобазах:

Мы используем квадрат или кругляк (арматура). Квадрат ─ это полый материал, например, размером 10*10 или 16*16 метров, а чтобы его согнуть, нужно обязательно нагреть.

Вся работа проходит в несколько этапов. Сначала поступает заказ на определенное изделие. Этот заказ передают кузнецу, который делает рисунок изделия в реальном размере, а потом сварщик приступает к работе с «рамкой». После зачистки изделие проверяется – важно, чтобы все было ровно и точно. Следующий этап ─ покрасочный цех, где изделие обезжиривают, шпаклюют, закрашивают вручную труднодоступные места. Последний этап ─ установка. 

В главном цехе, где на нескольких столах с инструментами уже лежат изделия, которые кузнецы доводят до ума, у стены расположена огромная печь, где и происходят главные превращения с металлом.

Как разъяснил Александр:

Эта печь на угле температурой 110 на 1100 градусов. В печи два горна с поддувалом и розжигом. В течение всего рабочего дня уголь постоянно подсыпают, чтобы температура не падала. Туда и вкладывают заготовки. После того, как они нагреваются и становятся как пластилин, кузнецы вынимают их оттуда и разбивают.

От слов к делу ─ кузнецы не только показали, как нужно ковать, но и разрешили опробовать весь процесс на себе. Выдав рабочий фартук, перчатки и очки, отправили прямиком к наковальне. В одной руке молот, в другой ─ раскаленный прут железа. Что может быть лучше для хрупкой девушки? Хочется отметить, что бить молотом весьма трудно, руки трясутся, искры летят, но процесс захватывает целиком и полностью. А перед электромолотом чувствуешь себя буквально беззащитным, но неопытному журналисту-кузнецу тут же пришли на помощь и поддержали. 

Художественная обработка металла ─ очень трудоемкий процесс и требует твердой руки. К примеру, чтобы сделать маленькую розу, нужно взять квадрат, нагреть и разбить его, после чего он становится плоским. С помощью матрицы он фактурится, и ему придают определенную форму. 

Кстати, на создание филина у скульптора Андрея Владимировича Митрягина, преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства Белгородского государственного института искусств и культуры, ушло две недели. Здорово получилось, не правда ли?

От всех мастеров зависит итог тяжелой работы. На каждом этапе все должно быть безукоризненно, а в кузнице «Вакула Мастер» работают настоящие профессионалы: 4 кузнеца, 13-14 сварщиков, а также маляры и скульпторы. Если каждый из сотрудников выполняет свою работу добросовестно, изделие считается полностью готовым, а заказ ─ выполненным. 

Металл действительно покоряется человеку, но только в умелых руках из обыкновенного куска арматуры может получиться нежный цветок или целый металлический комплекс в виде ворот и ограждений.

Обсуждения и отзывыНастало время поковать, или как журналисты становятся кузнецами

Комментариев пока нет. Будьте первым