подборки17 апреля 2013 г. в 18:11

Если для москвичей единые билеты на общественный транспорт – это новшество, которое еще предстоит освоить, то для жителей многих европейских городов такой подход является уже давно устоявшимся и привычным. Насколько эффективными в пользовании окажутся новые билеты, покажет время. А пока мы решили взглянуть на иностранный опыт и проанализировать, как устроена система общественного транспорта в нескольких европейских столицах. Первая часть обзора посвящена Берлину. 

Немецкая столица поделена на три тарифные зоны: А (внутри кольцевой линии), B (включает в себя весь остальной город) и C (охватывает близлежащие территории). В зависимости от того, в какую зону вы отправляетесь, можно выбрать подходящий тип билета (для смежных зон AB и BC, или для трех зон сразу).  

Приобретенные билеты действительны для всех видов транспорта: метро, городской электрички, автобусов, трамваев и даже речных паромов. Жители Берлина в основном пользуются проездными, но главная городская транспортная компания BVG предлагает также большой выбор билетов, различающихся длительностью и протяженностью маршрута. Существуют, например, билеты для коротких (Kurzstrecke) и одноразовых (Einzelfahrschein) поездок. Четыре одноразовых поездки представляют собой еще один тип билета – 4-Fahrten-Karte, он действует только в зоне AB. Пассажирам доступны также проездные, действующие в течение одного дня, недели, месяца и года. 

Экономия и точность

Главное достоинство немецкой транспортной системы – возможность сэкономить на групповых поездках.  Если ваша компания состоит не более чем из пяти человек, то выгодно приобрести Kleingruppenkarte – такой билет позволяет ездить в любых направлениях неограниченное количество раз в течение всего дня и до трех часов следующего утра. Предусмотрен и дневной проездной для школьных классов – если группа состоит минимум из десяти детей, чей возраст не превышает восьми лет. Школьный билет обойдется всего в 3 €  для зоны AB и 3.10 € - для ABC.

Еще одна интересная особенность – при наличии у вас недельного, месячного или годового проездных, вы имеете право провозить с собой одного взрослого и до трех детей от 6 до 14 лет. Однако при соблюдении определенных условий – по будням время бесплатных поездок начинается с восьми вечера и длится до трех часов следующего дня, зато по выходным и официальным праздникам такая функция работает целый день. 

Для приезжих, задавшихся целью осмотреть как можно больше берлинских достопримечательностей, действуют специальные абонементы. Berlin WelcomeCard дает не только право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта, но и скидки до 50% в более чем 200 культурных центрах. Приобрести такие карты можно на 48 часов, 72 часа и 5 дней. Еще одно предложение для туристов - Berlin CityTourCard - по формальным признакам не уступает предыдущему, однако здесь и музеев меньше, и скидок, поэтому и цена существенно ниже. 

Не для Москвы

В берлинском метро нет турникетов, то есть по сути зайти и выйти из подземки беспрепятственно может каждый. Конечно, многие этим пользуются, однако опасность быть «пойманным» за безбилетный проезд все равно высока. В любой момент в течение дня в вагон могут зайти контролеры, и тогда будьте готовы заплатить штраф в размере 40 евро. Чтобы такого казуса не случилось, необходимо обязательно прокомпостировать билет перед его первым использованием. Компостер зафиксирует дату и время, и с этого момента начнется отсчет срока действия билета. 

А как вы считаете, какие идеи берлинской транспортной системы можно использовать в Москве? 

Автор: Сюзанна Кузнеченко

ОбсужденияБилеты и тарифы на общественный транспорт: Москва и Берлин
Турникетов и в Венгрии нет...
Думаю, что такая ситуация во многих местах наблюдается.

Что касается предложений, то мне понравились предложения для групповых поездок и туристов.
В Венгрии есть турникеты. Плюс еще за ними стоят контролеры (в количестве 2-х человек) и проверяют, пробил ли ты талон. А на желтой ветке будапештского метро еще и в вагоны заходят. Так что в Венгрии с этим очень жестко)
Я видел столбики, но не турникеты. про контролеров согласен, но опять же они не всегда стоят.
В Берлине сразу непривычно, что надо искать столбик, а потом ок. Основная проблема: избежать соблазна прыгнуть в уходящий поезд в обход столбика.